Рабочие и философы

О событии

Выставка в самом прогрессивном районе столицы исследует две тенденции современного искусства: созерцательную и созидательную.

На стремительно несущемся в будущее Сколковском шоссе обещают разводить новации и цивилизованных, отягощенных высокой культурой бизнесменов. Прогрессивные тенденции бизнес-школы вполне убедительно воплотил английский архитектор Дэвид Аджайе, но этим дело явно не ограничивается — любителям искусств тоже придется осваивать дорогу в нанозаповедник. Впрочем, расцвет еще впереди: выставка, которую сделали отечественный куратор Евгения Кикодзе и француженка Александра Фо, серьезным бюджетом не обременена, но на реализацию новых проектов отечественных художников и доставку работ их французских коллег хватило.

В эффектном здании выставочный зал не предусмотрен. Фойе разгораживают забором — на нем и вокруг будут демонстрировать произведения художники, условно поделенные на «рабочих» и «философов». В «философы» попали в основном мечтатели французы. Давид Рено строит макеты гор, глядя на которые задумаешься скорее о компьютерном моделировании, чем о реальных прототипах, четко обозначенных в названиях. Дидье Марсель демонстрирует «Заход солнца в поле ржи» — по мотивам живописи Ван Гога: в закрашенное синей небесной краской пространство ведут пластиковые ступени «ржаного» цвета, разбросанные по ним комки черной бумаги напоминают ворон, а металлические спирали — солнце в движении. В эту же компанию попала и отечественная группа «Синий суп» с новым видео: для того, чтобы селевый поток с урчанием и рокотом вылился прямо на зрителя, придется надеть очки — художники впервые сделали натуральное 3D.

«Рабочие» в интерпретации кураторов — скорее изобретатели, чем труженики, сосредоточены на материальном производстве. Пьер Мальфет, известный работами по «возвращению» предметов к их натуральным образам — вроде собранных из щепок деревьев и песочных куч из силиконовых труб, на выставке показывает искусно выпиленный рельс, вспомнивший, как был рудою. Пользующийся более простыми технологиями Владимир Логутов замазывал белой краской холст — но так, что понять, а тем более повторить эксперимент невозможно. В этот же раздел попали невероятная шестиметровая «Колонна» Ирины Кориной, снимки собственной головы, сделанные Давидом ТерОганьяном с такого близкого расстояния, что кажутся абстракцией, и футуристический проект Mi (Pi) bar Франсуа Роша: демонстрация экологически чистого, замкнутого цикла оборота жидкостей в баре. Жаль, проект этот сделан не для Сколково, а для Массачусетского технологического института.