Москва
Москва
Петербург

Так поступают все женщины, или Школа влюбленных

Легкомысленная моцартовская опера — одна из лучших постановок театра.

В благочестивое советское время позднюю моцартовскую оперу старательно обходили стороной, хотя во всем мире по своим музыкальным достоинствам она считалась и считается равной «Дон-Жуану„ и “Волшебной флейте„. Видимо, дело в том, что сюжет “Так поступают все„, мягко говоря, фриволен. Два неаполитанских офицера, Гульельмо и Феррандо, прославляющие добродетели своих невест сестер Дорабеллы и Фьордилиджи, оскорблены старым женоненавистником Доном Альфонсо — тот заявил, что женской верности в мире нет как таковой. Чтобы доказать обратное, они соглашаются на предложенное им пари — якобы получив от начальства приказ оставить город, они покидают своих возлюбленных, чтобы затем появиться перед ними неузнанными — в виде заезжих богатых турок. Дальше начинается самое интересное: мнимые гости начинают ухаживать за девушками, причем каждый выбирает себе чужую невесту. Финал у истории двусмысленный: сначала Дорабелла, а потом Фьордилиджи не выдерживают любовного напора новых воздыхателей, и финальное разоблачение и воссоединение двух пар кажется всего лишь театральной условностью. Все любовные перипетии пронизаны истинно моцартовской лирикой и лукавством: если в отношении одной пары можно усмотреть лишь галантную игру, полную притворства, то для другой — если верить музыке композитора — все гораздо более серьезно.

Говорят, что сюжетом оперы стала придворная сплетня, одно время ходившая в кругах венских вельмож, — так это или нет, но большая часть исследователей моцартовского наследия безжалостно осуждают либреттиста Лоренцо Да Понте (да и самого Моцарта) за легкомыслие оперы, начисто лишенной морализаторства, свойственного веку Просвещения. А заодно и за пренебрежительное отношение к слабому полу — если быть точным, то полное название оперы звучит следующим образом: “Так поступают все женщины, или Школа влюбленных„. Может, поэтому XX век, распрощавшийся с высокими моральными устоями, так полюбил именно это произведение. Композитор в нем рисует своих героев подверженными сиюминутным эмоциям, недальновидными — то есть настоящими, всамделишными людьми, а не стерильно-ходульными моделями.

Трехчасовые любовные игры — раздолье для фантазии режиссеров: роскошные арии и изысканные ансамбли придают куража солистам. В общем, всем хорошо — правда, с каждой новой версией этой оперы каждому новому постановщику становится все тяжелее отыскать в ней что-то свое. Впрочем, Александр Титель, репетирующий “Так поступают все» с молодыми солистами и стажерами труппы Музыкального театра, на отечественном поле выступает пока один — восьмилетней давности спектакль Бориса Покровского был откровенно неудачен. И все же ему, вместе с опытным дирижером Вольфом Гореликом, предстоит доказать зрителям главное: в юбилейный год композитора (250 лет со дня рождения), когда недостатка в музыке главного венского классика вроде бы нет, наши певцы могут спеть Моцарта достойно — без скидок на свое российское происхождение и немоцартовскую по сути природу здешнего вокального воспитания. Поверив в это, нам уже не составит труда вообразить, что у своего лучшего друга действительно можно увести невесту, предложив ему взамен свою.

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация