Nobrow

О книге

Американский журналист Джон Сибрук, много лет сотрудничавший с изданием "Ньюйоркер" (New Yorker), написал книгу о маркетинге культуры. Собственно, широкий диапазон журнала, от чтения для избранных до завтрака для миллионов, и стал затравкой для "Nobrow".

Сибрук незлобиво и довольно обстоятельно рассказывает о том, как на смену вертикальной иерархии традиционной культуры приходит одноэтажный супермаркет. Будучи в прошлом интегрированным в "высоколобую" журналистику, Сибрук начинает рассказ со своего "культурного падения". В 1992 году владелец "Ньюйоркера" Сэм Ньюхаус решает реформировать убыточный журнал и приглашает вместо Роберта Готтлиба, бывшего главного редактора и эмиссара высокого стиля, англичанку Тину Браун. Под ее руководством "Нью-йоркер" начинает обращать внимание на явления поп-культуры, от которых раньше высокомерно держался в стороне.

Любопытство одерживает верх над первоначальным неприятием, и Сибрук начинает увлеченно исследовать мир MTV, наднациональных брендов и массового кино. Nobrow, таким образом, - кодовое словечко, обозначающее стирание грани между "высокими" и "низкими" жанрами, всеобщий "шум", характерный для современной медиакультуры.

Авторская техника вполне соответствует избранной теме - "Nobrow" мог бы написать любой человек средних лет и интеллекта, оказавшийся в роли активного наблюдателя медиакухни. Постоянное зависание между традиционным бэкграундом и бурлящей реальностью - это "фишка" Сибрука. Удерживая в голове одновременно обе позиции и при этом обладая здравомыслием и вкусом к новому, он болтает с читателем о том о сем, попутно слегка рефлексируя, - как человек, знакомый с основными философскими и социологическими доктринами, но применяющий их походя в дорожном разговоре.

Не стоит думать, что Сибрук все время остается на позиции непритязательного эксперта. Чем больше ешь, тем больше нравится - постепенно из изобретателя остроумного термина автор превращается в его пламенного адепта. "Его ум был настолько утонченным, что идея культурной иерархии не могла в него попасть", - говорит Сибрук о кинопродюсере и поп-магнате Дэвиде Геффене, сам не замечая, как на месте старой вертикали выстраивается новая, при этом гораздо более примитивная. Место покровителей высокой культуры занимают законодатели мод в nobrow вроде Геффена или Джорджа Лукаса, встраивающего в образы героев "Звездных войн" мифологические архетипы. В итоге Сибрук действительно впадает в почти сайентологическую тоталитарность, недвусмысленно указывая современному интеллектуалу на дверь. За которой тот сможет не просто удачно вписаться в супермаркет, но и претендовать в нем на должность управляющего.