Москва
Москва
Петербург

Nobrow

u u u u u Мнение редакции

Американский журналист Джон Сибрук, много лет сотрудничавший с изданием "Ньюйоркер" (New Yorker), написал книгу о маркетинге культуры. Собственно, широкий диапазон журнала, от чтения для избранных до завтрака для миллионов, и стал затравкой для "Nobrow".

Сибрук незлобиво и довольно обстоятельно рассказывает о том, как на смену вертикальной иерархии традиционной культуры приходит одноэтажный супермаркет. Будучи в прошлом интегрированным в "высоколобую" журналистику, Сибрук начинает рассказ со своего "культурного падения". В 1992 году владелец "Ньюйоркера" Сэм Ньюхаус решает реформировать убыточный журнал и приглашает вместо Роберта Готтлиба, бывшего главного редактора и эмиссара высокого стиля, англичанку Тину Браун. Под ее руководством "Нью-йоркер" начинает обращать внимание на явления поп-культуры, от которых раньше высокомерно держался в стороне.

Любопытство одерживает верх над первоначальным неприятием, и Сибрук начинает увлеченно исследовать мир MTV, наднациональных брендов и массового кино. Nobrow, таким образом, - кодовое словечко, обозначающее стирание грани между "высокими" и "низкими" жанрами, всеобщий "шум", характерный для современной медиакультуры.

Авторская техника вполне соответствует избранной теме - "Nobrow" мог бы написать любой человек средних лет и интеллекта, оказавшийся в роли активного наблюдателя медиакухни. Постоянное зависание между традиционным бэкграундом и бурлящей реальностью - это "фишка" Сибрука. Удерживая в голове одновременно обе позиции и при этом обладая здравомыслием и вкусом к новому, он болтает с читателем о том о сем, попутно слегка рефлексируя, - как человек, знакомый с основными философскими и социологическими доктринами, но применяющий их походя в дорожном разговоре.

Не стоит думать, что Сибрук все время остается на позиции непритязательного эксперта. Чем больше ешь, тем больше нравится - постепенно из изобретателя остроумного термина автор превращается в его пламенного адепта. "Его ум был настолько утонченным, что идея культурной иерархии не могла в него попасть", - говорит Сибрук о кинопродюсере и поп-магнате Дэвиде Геффене, сам не замечая, как на месте старой вертикали выстраивается новая, при этом гораздо более примитивная. Место покровителей высокой культуры занимают законодатели мод в nobrow вроде Геффена или Джорджа Лукаса, встраивающего в образы героев "Звездных войн" мифологические архетипы. В итоге Сибрук действительно впадает в почти сайентологическую тоталитарность, недвусмысленно указывая современному интеллектуалу на дверь. За которой тот сможет не просто удачно вписаться в супермаркет, но и претендовать в нем на должность управляющего.

13 октября 2005,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация