Москва
Москва
Петербург

Священная книга оборотня

Спектакль-размышление на тему принадлежности к социуму.

Актриса и режиссер Анна Вартаньян призналась, что не читала книг Виктора Пелевина, пока ее друг, художник по свету «Такого театра» Юрий Лейкин, не принес ей «Священную книгу оборотня» со словами: «Эта книга о тебе». И правда, если вспомнить содержание этого постмодернистского бестселлера про поиск своего истинного «я» лисой-оборотнем А Хули, а потом представить, кто из петербургских актрис мог бы исполнить главную роль, то более точного попадания, чем Анна Вартаньян, и не представить. И дело даже не в несомненном внешнем сходстве — образ Вартаньян подходит под авторское описание героини, в котором обостренная женская чувственность смешана с инфантильным обаянием набоковской Лолиты. В самом театральном амплуа актрисы есть нечто вервольфовское.

Первыми заметными работами Анны в Петербурге были Верочка в «Месяце в деревне» и Нина Заречная в «Чайке» — словом, лирика. Вскоре, правда, оказалось, что актриса способна на любые роли и в любом жанре — от трагической Сары в чеховском «Иванове» до острокомедийной Като в капустнике «Смешные поневоле». Неудивительно, что Вартаньян увлекла пелевинская история. Ставить ее она взялась сама, пригласив в сопостановщики того же Юрия Лейкина — наверное, в награду за наводку на материал. От первой идеи — превратить книгу в моноспектакль, Вартаньян отказалась быстро. По ее мнению, главная цель А Хули — понять, кто она такая. Достичь же этого можно, только увидев свое отражение в чьих-то глазах. Так, на роль возлюбленного героини, волка Александра, пригласили Дмитрия Поднозова из «Особняка». И избежали мискастинга, которым страдает 80% петербургских постановок. Поднозов как раз обладает той сверхмощной мужской харизмой, за которой и кроется звериная почти что натура. Вспомнить, хотя бы, с какой страстью он играл в «Кроткой» по Достоевскому, поставленной в киберпанковской манере, или в «Король умирает» абсурдиста Ионеско.

Главная философская категория получившегося спектакля — отражение. Все действие разворачивается в зеркальном лабиринте, из которого лиса ищет выход. Этот лабиринт — прообраз человеческого сознания. Задача же «Священной книги» — показать, как можно переступить за рамки привычного взгляда на мир и расширить границы восприятия. Если этого не сделать, то велик риск попасть в ловушку, так и не поняв, кто ты на самом деле. В таком капкане можно промыкаться всю жизнь, а человек, в отличие от оборотня, живет, как известно, далеко не тысячу лет.

26 декабря 2010

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация