Священная книга оборотня | Театр | Time Out

Священная книга оборотня

Священная книга оборотня

О спектакле

Спектакль-размышление на тему принадлежности к социуму.

Актриса и режиссер Анна Вартаньян призналась, что не читала книг Виктора Пелевина, пока ее друг, художник по свету «Такого театра» Юрий Лейкин, не принес ей «Священную книгу оборотня» со словами: «Эта книга о тебе». И правда, если вспомнить содержание этого постмодернистского бестселлера про поиск своего истинного «я» лисой-оборотнем А Хули, а потом представить, кто из петербургских актрис мог бы исполнить главную роль, то более точного попадания, чем Анна Вартаньян, и не представить. И дело даже не в несомненном внешнем сходстве — образ Вартаньян подходит под авторское описание героини, в котором обостренная женская чувственность смешана с инфантильным обаянием набоковской Лолиты. В самом театральном амплуа актрисы есть нечто вервольфовское.

Первыми заметными работами Анны в Петербурге были Верочка в «Месяце в деревне» и Нина Заречная в «Чайке» — словом, лирика. Вскоре, правда, оказалось, что актриса способна на любые роли и в любом жанре — от трагической Сары в чеховском «Иванове» до острокомедийной Като в капустнике «Смешные поневоле». Неудивительно, что Вартаньян увлекла пелевинская история. Ставить ее она взялась сама, пригласив в сопостановщики того же Юрия Лейкина — наверное, в награду за наводку на материал. От первой идеи — превратить книгу в моноспектакль, Вартаньян отказалась быстро. По ее мнению, главная цель А Хули — понять, кто она такая. Достичь же этого можно, только увидев свое отражение в чьих-то глазах. Так, на роль возлюбленного героини, волка Александра, пригласили Дмитрия Поднозова из «Особняка». И избежали мискастинга, которым страдает 80% петербургских постановок. Поднозов как раз обладает той сверхмощной мужской харизмой, за которой и кроется звериная почти что натура. Вспомнить, хотя бы, с какой страстью он играл в «Кроткой» по Достоевскому, поставленной в киберпанковской манере, или в «Король умирает» абсурдиста Ионеско.

Главная философская категория получившегося спектакля — отражение. Все действие разворачивается в зеркальном лабиринте, из которого лиса ищет выход. Этот лабиринт — прообраз человеческого сознания. Задача же «Священной книги» — показать, как можно переступить за рамки привычного взгляда на мир и расширить границы восприятия. Если этого не сделать, то велик риск попасть в ловушку, так и не поняв, кто ты на самом деле. В таком капкане можно промыкаться всю жизнь, а человек, в отличие от оборотня, живет, как известно, далеко не тысячу лет.

Билетов не найдено!

Закрыть