Ансамбль Les Arts Florissants п/у У. Кристи (Франция)

О событии

В Москву приезжает знаменитый французский барочный ансамбль Les Arts Florissants во главе с Уильямом Кристи.
Les Arts Florissants — такой же символ музыкальной Франции, как Венский филармонический оркестр в Австрии или балет Мариинского театра в России. Тем удивительнее, что создатель и бессменный руководитель этого ансамбля Уильям Кристи — человек с внешностью королевского министра, живущий в предместьях Парижа в небольшом замке с регулярным парком, — никакой не француз. Можно было бы предположить, что он англичанин, но нет: он представитель нации, которая изобрела попкорн и фастфуд, а именно — американец. Его биография вполне достойна романа: отучившись на истфаке в Гарварде, он затем занялся музыкой в Йеле. Но во время учебы участвовал в движении против войны во Вьетнаме столь активно, что после получения диплома долго не мог найти работу — и решил уехать во Францию, где в 1979 году организовал ансамбль, присвоив ему название оперы французского барочного композитора Марка-Антуана Шарпантье — «Цветущие искусства».

Сейчас искусства представляются особенно цветущими, потому что детище Кристи со временем превратилось в небольшую фабрику по производству старинной музыки — седовласый маэстро решительно не признает ничего, написанного позднее Реквиема Моцарта, ну или ораторий Гайдна. ВИА «Цветущие искусства» включает полноценный оркестр, ужимающийся до состояния камерного, хор, ансамбль молодых певцов с красивым названием Le Jardin des Voix и постоянно меняющуюся группу солистов, среди которых встречаются и мировые звезды, и только вышедшие из университетов и колледжей новички. Кристи охотно кооперируется с самыми разными режиссерами для создания спектаклей: это может быть постмодернист Андрей Щербан, консерватор Люк Бонди или искусный стилизатор под старину Жан-Мари Виллежье. Спектакли с участием Les Arts Florissants — это гарантированное удовольствие, неважно, идет ли речь о более-менее известной опере Генделя или Богом забытом театральном опусе Кампра или Люлли. Более того, иногда они способны доставлять совершенно детское ощущение счастья взахлеб — достаточно посмотреть фрагменты из пышной оперы-балета «Галантные Индии» Жана-Филиппа Рамо, поставленной в Парижской опере, — четырехчасовое действие смотрится как диснеевский мультфильм.

В Москву Кристи и Ко прибывают аж с двумя операми. Первая, как водится, раритет — «Актеон» Марка-Антуана Шарпантье, одного из гениев французского музыкального театра, оставшихся в тени более знаменитых современников. Вторая — мировой хит «Дидона и Эней» Генри Перселла, единственная полноценная английская опера XVII столетия, которую ставят в каждом уважающем себя театре. Тех, кто настроится на концертное исполнение, ждет сюрприз: Les Arts Florissants прибывают с полусценической версией опер в режиссуре француза Венсана Буссара. Поет же интернациональная команда певцов, некоторые члены которой знакомы Москве: английский тенор Эд Лайон и его соотечественница контральто Хилари Саммерс, а также новая надежда барочной музыки — великолепное болгарское сопрано Соня Йончева.

Спецпроект

Загружается, подождите ...