Герман Нитч "Театр оргий и мистерий"

О событии

Сцены насилия, мазохизма и кровавые ритуалы на ретроспективной выставке знаменитого венского акциониста.
Московским зрителям предстоит пережить Ужас, Бред, Боль, Саморазрушение, Безумие и другие высокие чувства. Сделать это следует даже самым слабонервным любителям искусства. Во-первых, чтобы лучше понять, что же хотели сказать наши местные радикалы, московские акционисты девяностых. Тем более сейчас — когда самый главный последователь венцев Олег Мавромати, эмигрировавший от преследований прокуратуры в Болгарию, может быть принудительно оттуда выслан в Россию. Во-вторых, к кругу венских акционистов принадлежал когда-то и Петер Вайбель, назначенный куратором следующей Московской биеннале.

Возник венский акционизм в конце пятидесятых, когда из Австрии только что были выведены советские войска, а сами австрийцы остро переживали поражение в чужой для них войне и ответственность за чужие преступления. Герман Нитч сначала учился на художника-графика и мечтал о создании религиозного искусства, но довольно быстро обнаружил, что традиционные техники никак не могут выразить переполнявшие его чувства. «Прежде всего, художник жертвует свое тело», — сказал когда-то Поль Валери. Венские радикалы шестидесятых буквально воплотили поэтическую метафору французского поэта, сделав тело материальной основой для работ. В 1962 году Нитч совместно с Отто Мюлем проводит свою первую акцию, где они используют собственные тела, краску, кровь и забитого ягненка. Третью акцию («Фестиваль психофизического натурализма») накрывает строгая полиция, акционисты приговорены к двум неделям тюремного заключения. Нитч отсидел свой срок. В 1966-м он устраивает очередную, двадцатую акцию в лондонском Институте современного искусства: поливает овечьей кровью зрителей, а на сцене обнаженные юноши и девушки топчут ногами месиво из внутренностей животных и красного винограда, мажут друг друга образовавшейся жижей. Полиция перформанс остановила, но судебных преследований не последовало.

В 1967-м Нитч вынужден покинуть Австрию, но уже в 1971-м возвращается, оседает в замке Принцендорф недалеко от Вены и основывает там свой стационарный «Театр оргий и мистерий». Постепенно становится художником вполне признанным и официальным. Более того, со временем превращает свои кровавые и шокирующие мистерии в весьма привлекательный шоу-бизнес. С конца девяностых всякий состоятельный любитель экстремальных зрелищ может, уплатив серьезную сумму, принять участие в очередном кровавом действе под внимательным надзором полиции, врачей и адвокатов.

Все это в формате фото- и видеодокументации избранных акций Германа Нитча, а также несколько столь же кровавых, но написанных красками абстрактных полотен московский зритель и увидит на выставке в Stellа.

Спецпроект

Загружается, подождите ...