Екатерина Власова "1948 год в советской музыке"

О книге

Летопись выживания классической музыки на фоне страшного времени

Книга московского музыковеда Екатерины Власовой — одновременно и захватывающая детективная история, и кропотливо проведенная «археологическая» работа. Переписывание советской музыкальной истории эпохи репрессий — собирание пазла из документов, десятилетиями хранившихся в закрытых фондах отечественных архивов.

Предыстория — послереволюционная феерия авангардистских экспериментов и утопических проектов. Россыпи индивидуальных композиторских озарений, так и не получивших достойного будущего. 1930-е годы обозначены «слепыми пятнами» вокруг фигуры Сталина: «генеральные чистки», сталинское управление Большим театром, репертуарная политика, диктуемая вкусами политической верхушки. Особое внимание уделяется неизвестным фактам биографий Шостаковича, Прокофьева, Нейгауза: автор не упускает возможности осуществить свою переоценку ценностей (впрочем, весьма бережную и мягкую).

Финальный пункт назначения — 1948 год — стал последним всплеском тоталитарной паранойи: знаменитое постановление об опере Мурадели «Великая дружба», после которого в немилости оказался не только малоизвестный армянский композитор, но и все те же классики — Шостакович и Прокофьев. При этом «1948 год в советской музыке» — это не кладовая, напичканная всевозможными сухими фактами, а именно что изящно выстроенная история, не только о классической музыке, но и о том, что прошлое, как и будущее, весьма изменчиво.

Спецпроект

Загружается, подождите ...