Открытие фестиваля

О событии

Новый сезон стартует Вторым фестивалем Российского национального оркестра. Старт должен получиться громким.

В прошлом году РНО, что называется, сделал ход конем: не успели другие симфонические оркестры продрать глаза после летней спячки, а Российский национальный уже организовал собственный фестиваль. Семь дней — семь программ, несколько симфонических, одна опера в концертном формате и еще в придачу выступления солистов оркестра. Тогда оркестранты ныли: не успели еще прийти в себя после августовских гастролей, которые, как назло, выдались весьма интенсивными, а тут уже новый проект — да еще какой! В этом году стонов поубавилось — когда пресса единодушно назвала РНО хедлайнером прошедшего сезона, стало уже не до жалоб: нужно держать планку и подтверждать свой собственный статус.

Собственно, в этом году структура та же — симфонические программы, опера и солисты оркестра. Но акценты расставлены несколько иначе. За дирижерским пультом не будет стоять лишь Михаил Плетнев, появятся и другие дирижеры. Один из них — Теодор Курентзис, который продирижирует Третьей симфонией Прокофьева, под стать своему вулканическому темпераменту, и сочинениями, попавшими в финал конкурса композиторов на YouTube — такое вот ноу-хау, венчающее классическую музыку с самыми передовыми достижениями Всемирной паутины (9 сентября). Другой дирижер объявлен во всех анонсах как всемирно известный скрипач — что чистая правда, но вот на скрипке Николай Цнайдер, горячо полюбившийся Москве после своих выступлений с Валерием Гергиевым, как раз таки играть не будет. Он будет, как мы все уже догадались, дирижировать, причем очень неортодоксальной программой — Концертом для колоратурного сопрано советского композитора Глиэра (с изумительной солисткой — американским сопрано Лорой Клейкомб) и Фантастической симфонией Берлиоза — что является очень серьезной репертуарной заявкой для того, чей дирижерский стаж не превышает пяти лет (11 сентября).

Присутствие коллег, впрочем, никак не помешает руководителфестиваля и оркестра оставаться в центре внимания: на долю Михаила Плетнева приходятся три программы, причем тоже построенные на контрасте. Первая (7 сентября) — балетная: не самый большой поклонник Игоря Стравинского, Михаил Плетнев дирижирует его первым балетным шедевром — «Жар-птицей», которая будет поставлена британским хореографом Ройстоном Малдумом. Далее, по сложившейся традиции, — опера (8 сентября). И, что самое интригующее, не русская и не Моцарт, что можно было бы ожидать, а вовсе даже итальянское бельканто, территория, на которую дирижер ранее не заступал. Это будет «Золушка» Россини с представительным итало-австро-русским составом артистов. В их числе знаменитые комики Бруно Пратико и Паоло Бордонья, а также покоритель верхних нот с международным реноме — тенор Антонино Сарагуза. Третье и финальное появление Плетнева, что логично, состоится под занавес фестиваля (12 сентября): это будет пафосное — в хорошем смысле этого слова — сочетание кантаты Танеева «Иоанн Дамаскин» с Девятой симфонией Бетховена, спетой сводным хором аж в 500 голосов. К такому мощному финалу надо подготовиться сполна — и в качестве аперитива выбрать единственный концерт без участия музыкантов РНО 10 сентября, а именно: разудалый ансамбль цыганско-венгерского скрипача Роби Лакатоша, труженика развлекательного жанра, который тем не менее несколько лет назад пробрался в святая святых академической музыки — звукозаписывающую компанию Deutsche Grammophon. Повеселившись на Лакатоше, к восприятию серьезных и глубокомысленных текстов Алексея Толстого и Фридриха Шиллера можно будет подойти со свежей головой и легким сердцем.