Москва
Москва
Петербург

Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда

90 картин последователя Сезанна, собранные в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Жизнерадостные и нарядные картины Петра Петровича Кончаловского (1876—1956) — настоящие любимцы публики. Последователь живописной системы Сезанна, в юные годы он попал в фарватер искавшего особый русский путь в будущее Михаила Ларионова, находился в нем, правда, недолго. Природа собственного таланта Кончаловского быстро взяла свое — вдохновляли художника не радикальные идеи и революционные свершения, не поиск истины, а возможности, которые модные веяния предоставляли для опытов с живописной тканью. Безумный эпатаж первой выставки «Бубновый валет» Кончаловский вместе с товарищами ввел в декоративные берега, оформив хорошо узнаваемый, до сих пор популярный у зрителей и коллекционеров стиль. И пусть всемирно-историческое значение его трудов более чем скромно, работы художника стабильно ставят рекорды на аукционах.

Персональные выставки классика отечественного искусства, сумевшего и в сталинские годы гонений на новаторов остаться успешным и уважаемым художником, устраивают довольно часто. Делать их — одно удовольствие: картин трудолюбивый маэстро написал много, хранятся они большей частью под рукой, в родном отечестве — за границами принципиальные вещи одалживать не надо. Масштабный проект Третьяковской галереи, Русского музея и организованного известными во всех поколениях родственниками художника Фонда Петра Кончаловского посвящен в основном его вкладу в новаторское движение. 90 картин, отобранных на выставку, созданы большей частью в 1910-х, под сильным влиянием французов, многие — в теплых, хорошо освещенных солнцем итальянских краях, позднее творчество обозначено пунктирно — не оттого, что плохи. Произведения художника, быстро вошедшие в моду у буржуазных покупателей, позже удовлетворяли взыскательный вкус худсоветов и советской интеллигенции. Великолепный во всех своих превращениях художник не пытался соответствовать, не ломал себя под стиль эпохи — все получилось само собой: пережив серьезный кризис в конце 1920-х, сменил и художественную ориентацию, и красочную гамму, и сюжеты. В отличие от соцреалистических работ коллег, на которые без слез смотреть невозможно, поздние произведения Кончаловского могут составить конкуренцию его ранним работам.

10 сентября 2010,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация