Москва
Москва
Петербург

Петрушка

В Большом покажут один из первых шедевров дягилевской антрепризы.

В Большом покажут один из первых шедевров дягилевской антрепризы.

Перекошенные плечи, руки, болтающиеся как тряпки, криво нарисованная ухмылка на лице — не воин и не принц, жалкая балаганная кукла стала в 1911 году героем спектакля, поставленного Михаилом Фокиным на сцене парижского театра «Шатле».

И вот уже век подряд потешная трагедия, случившаяся на петербургском ярмарочном гулянье, появляется в репертуаре то одного, то другого великого театра, и лучшие танцовщики мира вслед за Нижинским на полчаса забывают про полеты и прыжки, чтобы скрюченными руками долбиться в стену балаганчика. В начале шестидесятых этот балет появлялся и в Большом в редакции Константина Боярского; теперь, когда в моде более точные реконструкции, свою версию спектакля покажет Сергей Вихарев, прославившийся «аутентичным Петипа» в Мариинке. На площади гуляют купцы, пляшут кучера, деловито развертывают свои коврики уличные танцовщицы. Шубное, шумное и пьяное столпотворение. (В начале прошлого века парижская публика зачарованно смотрела на этот рюс экзотик, доставленный прямо в центр французской столицы). В глубине площади — балаганчик; после его открытия публика видит трех кукол — Петрушку, Балерину и Арапа. Но представление, которое вдруг случится, ничего общего с традиционными ярмарочными хохмами иметь не будет.

Не балагурские шуточки, а маленькая love story печального человечка, запертого в дурацком наряде Петрушки. Мечтатель и поэт, слабак и вечный пленник влюблен в бойкую, раскрашенную, тупую, как дерево, Балерину. (Хореограф Фокин что-то очень личное внес в текст этой партии; ему с дамами не везло.) Та же, естественно, ласково смотрит не на Петрушку, а на самодовольного мачо Арапа; расклад стар как мир. Секундный бунт Петрушки против такого устройства мироздания заканчивается трагически — его просто убивают; и за это даже никто не ответит: когда ярмарочная толпа, на глазах у которой зарезали человека, потребует городового, владелец балагана Фокусник предъявит блюстителю порядка всего лишь соломенную куклу, объяснив, что все остальное было лишь иллюзией.

В «Петрушке» спрессована масса балетных мифов. И собственно миф о «Русских сезонах» (Фокусник-Дягилев и Петрушка Нижинский; будто предсказан трагический финал). И миф о том, что великое искусство не задушишь, не убьешь (уже после смерти Петрушка вдруг показывается над балаганом, и Фокусник не в силах заглушить его «крик»). И миф о взаимоподдержке, равноправии двух видов искусства (сценография и танец весь ХХ век будут перетягивать канат, доказывать, что важнее в спектакле, — здесь же фантастическая декорация Александра Бенуа конгениальна тексту). Когда этот номер сдается в печать, главную роль репетируют Иван Васильев, Михаил Лобухин, Вячеслав Лопатин, Андрей Меркурьев и Артем Овчаренко. Кто из них на самом деле станет наследником Нижинского по прямой, кто проговорит своим телом все эти мифы, — увидим на премьере.

25 июня 2010,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация