"Спартак" Хачатурян

О спектакле

Восстановление балета Леонида Якобсона

Прошел год со дня воскрешения в репертуаре Мариинского театра балета Леонида Якобсона «Шурале», и вот театр предъявляет нам «Спартака», сотворенного тем же балетмейстером. В решении есть некоторая логика — по-видимому, балетные люди решили в конце концов разобраться, действительно ли сочинитель был великим балетмейстером или это одна из легенд советского Ленинграда, что жалел гонимого и нелюбимого властью творца? «Шурале» в решении этого вопроса не слишком помог.

Якобсон поставил «Спартак» в 1956-м, и тогда это была сенсация. Традицию благонамеренного балета хореограф поджег с двух сторон: во-первых, он заставил балерин быть по-настоящему соблазнительными (если героиня — гетера, она не должна быть чопорной, как принцесса), во-вторых, мужчин сделал по-настоящему скульптурными. Римские жители не носились когортами по сцене (как это было потом в более успешном спектакле Юрия Григоровича в Большом театре) — великий город был монументален и величественен. Но и оппонент его, Спартак, фиксировал игру мускулов, горделиво разворачивался, не спешил — это было противостояние равных. Сумеют ли артисты сейчас воспроизвести этот жутковатый неторопливый ритм с томными дамскими танцами, захотят ли включиться в него зрители — станет ясно на премьере.