От Рафаэля до Гойи. Шедевры из коллекции Музея изобразительных искусств в Будапеште

О событии

Шедевры Джорджоне, Веронезе, Эль Греко, Дюрера, Тинторетто, Веласкеса и других великих живописцев из коллекции Будапештского музея.

Гастроли звезд — выигрышный музейный формат.

Длинные очереди на подобные выставки освещали скудную художественными событиями жизнь советских граждан. За шедеврами из музея Прадо или Вашингтонской национальной галереи долго стояли, еще дольше вспоминали — как стояли, выстояли и встретились наконец. Никаким концептуальным проектам нового времени не светит такая любовь — буквально до гроба. Теперь, правда, можно чуть быстрее долететь до мировых столиц. Но старый конь борозды не портит, не забывшие громкие выставки застойной эпохи теперь смогут получить еще одну награду — за город Будапешт. Звездные имена Рафаэля, Джорджоне, Веронезе, Эль Греко, Гойи — не менее веский повод сходить в музей, чем недавно завершившаяся гастроль Пикассо, так же исправно собиравшая толпы желающих увидеть знаменитость, как и полвека назад. Тем более что старое искусство наша публика всегда предпочитала загадочному, не до конца освоенному ХХ веку.

Будапештский музей — не Прадо и не Лувр. Может, оно и к лучшему: вряд ли гранды музейного мира решились отправить разом шесть десятков картин — большей частью из постоянной экспозиции, в том числе несколько шедевров, — за границу, даже в обмен на великолепную выставку «от Дега до Пикассо», которую недавно показывали в венгерской столице. Отправили не все — знаменитая «Мадонна Эстерхази» Рафаэля, например, осталась дома — поклонникам художника предложен великолепный «Портрет юноши». Вообще большая часть громких имен представлена портретами — «Портрет юноши» Джорджоне, «Портрет дочери» Тинторетто, «Мужской портрет» Халса, «Портрет юноши» Дюрера выстраиваются в небольшую тематическую выставку с собственным сюжетом. Разбавляют этот великолепный ряд пронзительная «Мария Магдалина» Эль Греко, написанные юным Веласкесом в караваджовском стиле «Крестьяне за столом», а в основном — множество работ второстепенных и третьестепенных художников, незнамо зачем привезенных из-за тридевяти земель. Впрочем, отношения к персонажам второго плана в ГМИИ — особое. Прозябавшие десятилетиями в запасниках, сейчас они располагаются в галереях, где многие годы висели шедевры импрессионистов, не прибавляя славы ни себе, ни музею. Может, венгерские товарищи добавят весу?