Москва
Москва
Петербург

Юноша и смерть

В Большом впервые танцуют лучший из балетов Ролана Пети.

Пустынная мансарда, в углу кровать. На кровати сидит парень и нервно курит. Смотрит на часы. Он ждет девчонку, подружку, маленькую стерву в желтом платье — и сердце бухает так, что при каждом ударе вздрагивает все тело.

Так сидели Нуреев и Барышников, Жан Бабиле и Николай Цискаридзе. «Юношу и Смерть» за три четверти века (премьера была в 1946-м) перетанцевали десятки людей, и процент великих артистов среди них приближается к сотне. Сразу после войны эту одноактовку поставил Ролан Пети — и за всю свою длиннющую жизнь (хореографу 86, и он, тьфу-тьфу-тьфу, в порядке) певцу бульваров и любителю мелодрам не удалось сделать ничего лучше. Быть может, потому, что более значимую роль в постановке сыграл либреттист, чем балетмейстер.

Либреттистом был Жан Кок-то — и в простенькую историю о том, как девица бросила парня, а он взял да и удавился, вплыли насмешливый шарм и не слишком сильно скрытое высокомерие одного из лучших французских поэтов. Появившаяся наконец девчонка отталкивает обитателя мансарды, насмехается над ним и убегает — но она не просто девчонка: вот еще, вешаться из-за женщин! После того как герой аккуратно пристраивает свою голову в петлю и одна его нога дрожит в предсмертной судороге (вторая, позволяющая танцовщику остаться в живых, спрятана за подпирающим крышу столбом), героиня возвращается. В маске смерти — аккуратный такой череп, надетый на лицо.

Возникшая в балете маска означает снятие маски в сюжете — смерть, до того навещавшая парня в облике подружки, приходит в своем настоящем виде. Ведь герой — не пролетарий, он художник, он поэт — и крутить романы со смертью для него обычное дело. По велению властной гостьи тело спускается из петли; дама снимает с себя черепушку и пристраивает ее на лицо героя. И в таком виде они отправляются гулять по крышам Парижа — к сверкающей неподалеку Эйфелевой башне.

Юноши в этом балете бывали очень разные. Кто-то просто рвался в петлю, кто-то шарахался от нее, чуть не отбивался и шел так, будто его тащила невидимая сила. Из Барышникова хлестала мускульная энергия; Цискаридзе (он танцевал эту роль на гастролях в Японии, в Большом этот спектакль раньше никогда не шел) творил всю партию как мрачную поэму. Три исполнителя, выбранных на главную роль в премьерной серии Большого, несомненно, предложат свои версии душевного состояния главного героя. Юношами будут Иван Васильев, Михаил Лобухин и Артем Овчаренко; смерть им явится, соответственно, в облике Светланы Захаровой, Марии Аллаш и Марии Александровой. Самоубийства ожидаются очень энергичные.

30 мая 2010,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация