Москва
Москва
Петербург

Дидона и Эней

«Золотая маска» привозит «Дидону и Энея» в рамках программы «Легендарные спектакли и имена ХХ века».

«Золотая маска» привозит «Дидону и Энея» в рамках программы «Легендарные спектакли и имена ХХ века».

В прошлом, юбилейном для «Маски» году в этой программе были гастроли Сильви Гиллем, постановки Иржи Килиана и Уильяма Форсайта. Теперь в солидной фестивальной афише никто другой «легендой» не числится — только вот этот единственный спектакль человека, в мире известного не менее великой троицы, но в России до сих пор не появлявшегося.

«Дидона и Эней» — спектакль действительно легендарный, в год премьеры (1989) ставший культовым для геев и балетоманов (множества, как известно, пересекаются, но не совпадают). Нью-йоркский хореограф Марк Моррис взял старинную, написанную ровно за триста лет до его постановки маленькую оперу Генри Перселла и, не отказываясь от участия оперных людей (в спектакле звучат «живые» голоса), превратил ее в танцспектакль. Торжественная и вычурная, скульптурная и патетическая пластика, придуманная Моррисом, сработала как усилитель барочной музыки, и после окончания спектакля, в котором занята всего дюжина танцовщиков, главное, что остается в памяти, — ощущение масштаба.

Это масштаб древней истории, древнегреческого мифа — сюжет «Дидоны и Энея» взят из «Энеиды» Вергилия. Спасшийся после падения родного города троянский герой Эней прибывает в Африку, в Карфаген, где в него мгновенно влюбляется царица Дидона. Чувства взаимны, и все, казалось бы, замечательно, но некие подлые ведьмы решают разрушить счастье парочки и присылают герою поддельное послание от богов — он якобы должен немедленно отправиться в путь. Как и положено герою, Эней поднимает паруса, он обещает вернуться, но Дидона не верит ему и после его отплытия закалывается, взойдя на костер из сложенных его вещичек.

Роль Дидоны Марк Моррис сочинял для себя, сам ее и танцевал в течение десяти лет после премьеры. Он не пытался играть женщину — он играл воплощенную страсть и страдание; замирание движения в предчувствии дурных новостей; непреклонность в принятии последнего решения. Потом спектакль исчез со сцены; когда несколько лет назад прошли слухи, что Моррис его восстанавливает, танцевальный мир замер в ожидании — кому же хореограф отдаст главную партию? (Сейчас Моррису 56, и понятно, что сам он на сцену уже не выходит, вместо этого он стал дирижировать сопровождающим спектакль ансамблем). Но хореограф не стал искать танцовщика на замену — он отдал роль одной из артисток труппы. Одновременно отказавшись признать, что может быть кто-то равный ему самому в молодости, и решив ехидно проинспектировать женский пол — ну что, сможет кто-то из дам более убедительно рассказать о трагедии Дидоны, чем я это делал когда-то? Западные критики уверяют, что спектакль сильно изменился, но хуже при этом не стал. Непременно следует проверить их утверждения в театре.

23 марта 2010

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация