Москва
Москва
Петербург

Вадим Гаевский, Павел Гершензон "Разговоры о русском балете"

u u u u u Мнение редакции
Опубликован диалог двух "серых кардиналов" русского балета.
Вадим Гаевский перешагнул в девятый десяток лет, Павел Гершензон существует в пятом. Гаевский — коренной москвич, послевоенный выпускник театроведческого факультета ГИТИСа, Гершензон — давно перебравшийся в Петербург свердловчанин, по диплому — архитектор. Гаевский более полувека пишет о балете, официальных же должностей в театре он никогда не занимал; Гершензон, начинавший как критик, почти десять лет был помощником директора Мариинской балетной труппы, фактически определявшим художественную политику театра. О каждом из них ходят сочиненные актерами легенды, порой весьма недоброжелательные. Обоих называли «серыми кардиналами» русского балета — Гершензона, понятно, в течение всего времени его работы в Мариинке (откуда он ушел два года назад, когда сменился в театре балетный директор), Гаевского — когда из Большого уволили Владимира Васильева и новый начальник неосторожно назвал критика, с которым советуется по важным делам. (Те, кому реформы не нравились, «кардиналом» и окрестили.) Вот теперь два кардинала, два «агента мировой закулисы» (да, это тоже в их адрес произносилось) сели рядом и наговорили книжку про русский балет. А «Новое издательство» ее выпустило.

Это очень любопытное чтение. Это чертовски спорное чтение — но ведь никто и не требует соглашаться с авторами, узнать же их точку зрения стоит. Только, когда читаешь, всегда следует помнить именно про закончившуюся службу Павла Гершензона в Мариинском театре — чтобы скорректировать нарисованную в диалогах картинку.

Разговоры проходили в два этапа: часть текста возникла в 1995—1996 годах (когда Гершензон только продумывал свою программу для Мариинки), часть в 2007—2008 (когда директор балета Махар Вазиев уже впал в немилость у Валерия Гергиева и становилось ясно, что эпоха заканчивается). Вот Вадим Гаевский, поддерживавший Гершензона в его реформаторских устремлениях, пишет, что «Мариинка — загнанная скаковая лошадь, лошадь-рекордсменка без хорошего конюха» — это 1996 год. И в то же время — констатация факта, что Большого театра на самом деле не существует (там тоже реформы еще не начались). А дальше — следы борьбы Гершензона за то, что он считал правым делом: за влияние на художественную политику театра, против влияния эгоистичных «звезд». Утверждение, например, что сейчас «дивами» являются хореографы, а не артисты (более чем спорное, стоит взглянуть на то, как на любую премьеру афиши приманивают именно раскрученными именами исполнителей). И даже проекция этой борьбы на давние времена: в легендарной истории про Нижинского, выгнанного из Мариинки за лично выбранный (а не предписанный дирекцией) костюм, Гершензон поддерживает дирекцию: дисциплина прежде всего.

Гаевский аккуратен, и даже самые жесткие вещи он проговаривает интеллигентно; Гершензон (у которого накипело — ведь бой со звездами в конце концов проигран) плещет красочными и злобными определениями. Ни к какому выводу собеседники не приходят — понятно, жизнь продолжается и описываемая реальность изменяется каждый день. И вот в этой незавершенности, открытости этой книги — особое ее обаяние.

8 февраля 2010,
Вадим Гаевский, Павел Гершензон
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация