Александр Дейнека. "Работать, строить и не ныть!" | Арт | Time Out

Александр Дейнека. «Работать, строить и не ныть!»

Александр Дейнека. «Работать, строить и не ныть!»

О выставке

Полная ретроспектива известнейшего художника и монументалиста Александра Дейнеки.

Дейнека писал людей, в которых все было прекрасно. Но недолго.

Первая ретроспектива талантливейшего художника отвратительнейшей эпохи сюрпризов не сулит: главные шедевры Дейнеки (1899—1969) хорошо знакомы публике по постоянной экспозиции галереи, книгам и не столь значительным выставкам. Да и разбросаны они не сильно — хранятся большей частью по столицам и в родном художнику Курске, в музее его имени.

Автопортрет, 1948

Созданные Дейнекой украшения имперского фасада — крутобедрые, ворочающие вагонетки тетки, готовые ко всякому труду и обороне прозрачные мальчики, собственный образ — творец с гирями — эта та параллельная реальность, соблазняться которой готовы и сейчас. Трудно поверить, что совсем не этот художник был любимцем вождя. Слишком физиологичный для высокодуховной на всех поворотах отечественной культуры, фетишизирующий природное, иногда кажется — даже животное начало художник выбивался из мутноватой соцреалистической практики, зато любим был уважавшим физическую культуру итальянским диктатором.

«Окраина Москвы. Ноябрь 1941»

Как всякая устроенная по хронологии выставка Дейнеки, ретроспектива демонстрирует убывание — силы, воображения, уверенности в безусловной правоте своего дела. Ранние произведения — экспрессивные, зовущие к борьбе и победам, зрелые — эротические, прославляющие здоровые тела без всяких признаков духа, поздние — с эффектными эпизодами заграничных путешествий, рассказывающие печальную историю о судьбе идеализма в СССР, о безнадежных потугах тех, кто искренне верил в эксперимент по созданию нового человека, радостно вставал в ряды и посвящал лиру.

Дейнеку награждали, критиковали, давали важные заказы, унижали и прорабатывали. Несмотря на почетные заграничные командировки, не посадили. Художник широчайшего диапазона — блистательный иллюстратор, отличный монументалист, превосходный живописец, прекрасный учитель, — постепенно выдыхаясь, находил, чем заняться при любых поворотах судьбы. Разнообразные аспекты его творчества, не вошедшие в выставку по техническим причинам, позволит рассмотреть каталог, вернее, второй том предпринятого Издательской программой «Интерроса» издания, посвященный живописи и монументальному искусству.

Билетов не найдено!

Закрыть