Москва
Москва
Петербург

Андрей Балдин "Протяжение точки"

u u u u u Мнение редакции
Книга "Протяжение точки" Андрея Балдина, вошедшая в шорт-лист премии "Большая книга" и оказавшаяся на первом месте по итогам читательского голосования, рассказывает о хорошо известном с неожиданной точки зрения.

Книга «Протяжение точки» Андрея Балдина, вошедшая в шорт-лист премии «Большая книга» и оказавшаяся на первом месте по итогам читательского голосования, рассказывает о хорошо известном с неожиданной точки зрения.

Редко, но бывает, что в области общеизвестных фактов и устоявшихся канонов встречается такая неожиданная книга — как чрезвычайно эрудированный и притом с сумасшедшинкой собеседник, человек, осмеливающийся повернуть привычное под неожиданным углом. И все в тебе возмущается такой вольности обращения, но в то же время процесс невероятно увлекателен — сродни раз и навсегда запрещенной старшими игре в индейцев на паркете гостиной.

Сборник эссе Балдина о «русском пространственном литературоцентризме» сложился в полноценную общность — увлекательную, как игра, и равным образом провоцирующую мысль. Исследователь играет на многажды распаханном поле золотого века русской литературы и при этом умудряется обнаружить здесь новые горизонты. Русский литературный язык, процесс художественной обкатки и гармонизации которого пришелся на первую половину XIX века, по Балдину, в первую очередь — средство освоения и охвата огромных разнородных пространств, что достались империи еще от Московской Руси. Эта мечта сродни мечте Чингисхана — только вместо девы с золотым блюдом на голове от края до края огромной страны путешествует пушкинское «мимолетное виденье, гений чистой красоты».

При знакомстве с большой идеей первое, что дано нам в ощущениях, — чувство ее привычности, того, что она уже подспудно всем знакома. Притом представить ее высказанной опрометью в серьезном научном труде невозможно — там она будет выглядеть откровенной ересью. У Балдина в этом смысле есть фора дилетанта — художник, архитектор, писатель, но не ученый; и что оказывается не под силу Юпитеру, то позволено быку: украсть у именитых исследователей прекрасные оговорки, воплотить их в ту самую идею и пронести на широкой спине по просторам Евразии. Именно так поступает Балдин, так поступают и его герои — «предтеча» Карамзин, отправляющийся в свой мистический европейский вояж к Рейхенбахскому водопаду, или «мессия» Пушкин, нарезающий Россию на лоскуты от Кавказа до литовской границы, или же граф Толстой, очерчивающий концентрические «кольца силы» вокруг сожженной Москвы.

Балдин не чурается занимательной конспирологии, и многие его пассажи откровенно спорны, даже спекулятивны, но в них присутствует искренняя одержимость. Второе, что дано в ощущениях при знакомстве с его книгой — ну, это как будто взгляд от раскисших борозд многажды распаханного и, казалось, истощенного поля, скользит чуть выше… и вместо того чтобы упереться в сероватый кокон северных небес, летит над лесами, долами, большими и малыми городами. Небо и земля открываются заново. И как много оказывается этого неба и этой земли! На наш век точно хватит, да и еще надолго останется.

Ну и третье, уже не ощущение, но уверенность — именно так, с ожиданием и готовностью к чуду, следует сейчас русским говорить о своей стране и своей культуре. Одна подобная книга стоит десяти съездов «Единой России»… да хоть бы и их всех.

20 января 2010
Андрей Балдин
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация