Русская абстракция во Франции середины XX века

О событии

В подмосковной галерее "Наши художники" показывают абстрактные работы русских парижан.

Сергея Шаршуна, Никола де Сталя, Сергея Полякова и Андре Ланского теперь принято считать русскими художниками. Они покидали родину в несмышленом отрочестве, сформировались в интернациональной "парижской школе" и прославились уже как французские художники. Но Россия испытывает фантомные боли — без этих талантов отечественная культура потеряла важнейший период своей истории, который с переменным успехом пытается теперь восполнить. Мастера тоже ощущали сиротство, происхождение свое не забывали, а порой даже и подчеркивали. Но советской родине было не до них, она и своих-то авангардистов-абстракционистов не знала, что делать. Зато жили "русские парижане" хоть и трудно, но долго, увлекались новинками, много выставлялись и умирали в своих постелях — исключением стал только де Сталь, покончивший с собой в возрасте 40 лет.

Для галереи "Наши художники" на Рублевке "русские парижане" — как родные. Еще до открытия собственного здания, хозяйка заведения Наталия Курникова устраивала в Третьяковской галерее выставки Алексея Тархова и Маревны. Теперь настала очередь следующего поколения — их картины, наоборот, приходится одалживать у национальной сокровищницы. Пока у московских музеев не доходят до них руки (имя Ланского лишь мелькает в планах, а выставка де Сталя не доехала из петербургского Эрмитажа), в элитном поселке Борки показывают русскую абстракцию середины века. Русскую не только по крови — каждого из мастеров коснулась жизнь и культура нашей страны. Сергей Шаршун до отъезда в 1912-м (дезертировал из армии и сразу отправился в Париж) успел пообщаться с Ларионовым, Гончаровой, Крученых. Андре Ланской (доброволец Белой армии проделал традиционный путь через Константинополь в Берлин, а затем в Париж) посещал студию Экстер в бурном 1918-м. Серж Поляков (эмигрировал в 1919-м) испытал в 30-е годы сильнейшее влияние Кандинского. Даже Николя де Сталь, увезенный ребенком, в середине третьего десятилетия ХХ века вдруг написал несколько православных икон. На этих не слишком сильных основаниях их и объединили. Хотя картины на выставке покажут совершенно французские — зрелые, стильные, изысканные, очень сложные и разнообразные беспредметные работы. У нас так не писали ни до революции, ни после.