Москва
Москва
Петербург

Русская абстракция во Франции середины XX века

В подмосковной галерее "Наши художники" показывают абстрактные работы русских парижан.

Сергея Шаршуна, Никола де Сталя, Сергея Полякова и Андре Ланского теперь принято считать русскими художниками. Они покидали родину в несмышленом отрочестве, сформировались в интернациональной "парижской школе" и прославились уже как французские художники. Но Россия испытывает фантомные боли — без этих талантов отечественная культура потеряла важнейший период своей истории, который с переменным успехом пытается теперь восполнить. Мастера тоже ощущали сиротство, происхождение свое не забывали, а порой даже и подчеркивали. Но советской родине было не до них, она и своих-то авангардистов-абстракционистов не знала, что делать. Зато жили "русские парижане" хоть и трудно, но долго, увлекались новинками, много выставлялись и умирали в своих постелях — исключением стал только де Сталь, покончивший с собой в возрасте 40 лет.

Для галереи "Наши художники" на Рублевке "русские парижане" — как родные. Еще до открытия собственного здания, хозяйка заведения Наталия Курникова устраивала в Третьяковской галерее выставки Алексея Тархова и Маревны. Теперь настала очередь следующего поколения — их картины, наоборот, приходится одалживать у национальной сокровищницы. Пока у московских музеев не доходят до них руки (имя Ланского лишь мелькает в планах, а выставка де Сталя не доехала из петербургского Эрмитажа), в элитном поселке Борки показывают русскую абстракцию середины века. Русскую не только по крови — каждого из мастеров коснулась жизнь и культура нашей страны. Сергей Шаршун до отъезда в 1912-м (дезертировал из армии и сразу отправился в Париж) успел пообщаться с Ларионовым, Гончаровой, Крученых. Андре Ланской (доброволец Белой армии проделал традиционный путь через Константинополь в Берлин, а затем в Париж) посещал студию Экстер в бурном 1918-м. Серж Поляков (эмигрировал в 1919-м) испытал в 30-е годы сильнейшее влияние Кандинского. Даже Николя де Сталь, увезенный ребенком, в середине третьего десятилетия ХХ века вдруг написал несколько православных икон. На этих не слишком сильных основаниях их и объединили. Хотя картины на выставке покажут совершенно французские — зрелые, стильные, изысканные, очень сложные и разнообразные беспредметные работы. У нас так не писали ни до революции, ни после.
24 марта 2006,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация