Гринвичский меридиан
Автор
Жан Эшноз

О книге

Мало кто помнит, что разбросанные по советским городкам скромные типовые Дома культуры с колоннами — это слепки идеальных дворцов, созданных 500 лет назад гением Андреа Палладио, возмущавшим современников своей вычурностью. И что голливудские блокбастеры были бы невозможны без новаторства советских киноавангардистов 20-х, которым тоже крепко доставалось от критиков за формализм и оторванность от масс. Ничего грустного здесь нет: явления «высокой культуры» плавно и постепенно спускаются в культуру массовую, и тем самым они высвобождают место «наверху» для чего-то нового. И заодно демонстрируют смехотворность аргумента «слишком сложно, народ не поймет„, который часто предъявляют искателям новых путей. Привыкнет — поймет.

В книге Жана Эшноза 1978 года такое же плавное нисхождение переживает главный „боевой слон“ европейского литературного авангарда 5070-х годов — французский „новый роман“. В „Гринвичском меридиане“, казалось бы, налицо все характерные приметы опусов Алена Роб-Грийе или Натали Саррот: действие сплошь и рядом заменяется виртуозным, отстраненным описанием статичной картины. Герои словно лишены какой-либо психологической глубины, их поступки механичны и повторяемы, зато многие персонажи двоятся и троятся, и к концу повествования читатель уже вряд ли вспомнит, кем приходятся друг другу все эти люди. Книга написана словно по заветам самого Роб-Грийе: “Хороший герой — тот, у которого есть двойник; хороший сюжет — максимально двусмысленный„

Но при этом „Гринвичский меридиан“ — настоящий динамичный детектив. В нем есть и гениальный изобретатель, и преступный синдикат, и маньяк, и наемные убийцы, и красивые женщины. И развязка — с двойным, если не с тройным дном. Один из героев книги говорит другому: “Вся хитрость тайны заключается в том, чтобы заставить поверить вас, что она — всего лишь маска, тогда как она — движущая сила». Сам Эшноз вполне овладел этой премудростью.

Спецпроект

Загружается, подождите ...

Персоны