Москва
Москва
Петербург

Любовь и смерть

В Москву привозят спектакль о том, как Азер любил Байджан. Оркестр уральского театра честно воспроизводит национальный азербайджанский колорит.

Гастроль Екатеринбургского балета входит в программу «Маска плюс», то есть полугодовой давности уральская премьера ни на какие награды не претендует, театру просто очень хочется показать свою новинку в столице.

Театр можно понять: танцевальный народ потратил столько сил на выполнение госзаказа (постановка появилась по инициативе Министерства культуры РФ), что было бы жалко демонстрировать результат лишь жителям родного города. Пусть и москвичи посмотрят и послушают.

Музыка написана Поладом Бюль-Бюль Оглы — сейчас он посол Азербайджана в России, а в шестидесятые-семидесятые — звезда советской эстрады. То есть прежде всего отправить на «Любовь и смерть» стоит тех знакомых бабушек и почтенных дам, что млели полвека назад от лощеного тенора, сочинявшего успешные песенные монологи. Не заставшим то время меломанам имеет смысл приготовиться к атаке ударных — оркестр уральского театра честно воспроизводит национальный азербайджанский колорит.

Сюжет балета, поставленного Надеждой Малыгиной, взят из сборника сказаний «Китаби Деде Горгуд» («Книга моего деда Горгуда»). Сборнику этому тринадцать веков, и материала в нем хватит на двадцать спектаклей; хореограф из этого клубка вытащила одну простую ниточку. Юноша Азер любит девушку Байджан; она отвечает ему взаимностью; но в ту же самую красотку влюблен и друг Азера Ялынджик. Несчастная любовь толкает Ялынджика на предательство: когда на страну нападают враги, он помогает им, а не соотечественникам. В результате влюбленные гибнут — нам явлена трагедия, что призвана возвысить зрительский дух. О том, что хеппи-энда ждать не приходится, публике напоминает присутствующая на сцене Смерть (вся в черном и с выбеленным лицом).

Пять лет назад балет на эту музыку привозил на гастроли в Москву азербайджанский театр. Хореограф был другой (Вакиль Усманов), и народ от души похихикал тогда над объяснениями Смерти и Азера: Смерть была мужского пола, что давало некоторый специфический оттенок дуэту. В уральском варианте таких казусов не случится: Смерть, как ей и положено быть в России, вполне себе женщина. Расклад занятий в этом спектакле вообще весьма традиционен: мужчины воюют (уверенно поставлен сценический бой), женщины томно гнутся (хореограф на репетициях убеждала засмущавшийся кордебалет: «Скромными надо быть в жизни! А на сцене вы — артисты!»). От труппы ждать многого не приходится — Екатеринбургский театр, мягко говоря, не входит в число балетных лидеров в России. Но если у вас есть свободный вечер и некоторый интерес к этнографии, почему бы не взглянуть на «Любовь и смерть»? Дружба народов, опять же.

1 февраля 2010,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация