Женщина без тени

О спектакле

В рамках фестиваля "Золотая маска" в Москву вновь прибывает Валерий Гергиев - и, как всегда, с чем-то новым.

Любой приезд Мариинки в Москву — это своего рода приключенческий роман.

Как и каким образом Валерий Гергиев и его команда вообще умудряются поспеть в столицу, разъезжая по всему свету и успевая появиться на трех континентах в течение недели, — тайна. Зная об этом, фестиваль «Золотая маска» давно уже оставил надежду заполучить главный российский музыкальный театр в то время, когда фестиваль, собственно, и проходит (конец марта — начало апреля), и предоставил петербуржцам право приезжать тогда, когда им заблагорассудится, главное, чтобы все-таки до вручения премий, а не после. В этот раз мы ждем Мариинский театр сильно загодя — уже в начале февраля.

В то время как большинство столичных театров все еще никак не могут освоиться с «джентльменским набором» оперной классики, обязательной для сколь-нибудь уважающих себя оперных домов, Валерий Гергиев уже может позволить себе репертуарные изыски. Более того, он может не дожидаться того момента, когда новинка попадет в конкурсную программу «Золотой маски», и привезти ее в Москву, что называется, с пылу с жару. В данном случае роль изыска выполняет редко исполняемая (не только в России, но и в мире) опера Рихарда Штрауса «Женщина без тени». На странный и причудливый символистский сюжет Гуго фон Гофмансталя о красавице, ставшей женой некоего восточного императора и не отбрасывающей тени (и по этой причине, что любопытно, не способной стать матерью). В высшей степени загадочная история стала вполне счастливым воссоединением мариинской труппы с британцем Джонатаном Кентом, вместе со своими соратниками сделавшим удивительно красивый спектакль (пусть критика и упрекала работу Кента в избыточной красоте и смысловой сумятице). Что до певцов Мариинки, то в последние годы они так поднаторели в немецком репертуаре (спев с легкостью необыкновенной все «Кольцо нибелунга»), что Рихард Штраус для них — как задачка из школьного учебника для аспиранта. Красивую театральную картинку в Москве все любили, качественное пение — любили еще больше, поэтому у «Женщины без тени» есть все шансы на успех. И если уж Москве вдруг очень понравится этот спектакль, то будет шанс увидеть его еще раз — уже в качестве номинанта на главную театральную премию страны в 2011 году.

Р. Штраус. «Женщина без тени»
Солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра. Режиссер Дж. Кент. Дирижер В. Гергиев