Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Ничья длится мгновение

Режиссер/Постановщик: Миндаугас Карбаускис
Актеры: Илья Исаев, Нелли Уварова, Александр Доронин, Александр Гришин, Дарья Семенова
Автор: Мерас Ицхокас
Инсценировка Карбаускиса по душераздирающему роману Мераса о жертвах гетто.

После трехлетней паузы в 2009 году режиссер Карбаускис наконец выпустил премьеру в Молодежном театре.

Роман Ицхокаса Мераса «Ничья длится мгновение» о гетто, в котором у отца Авраама один за другим гибнут все его дети, режиссеру Миндаугасу Карбаускису понадобился как образ предельной несвободы и непосредственной близости смерти. «Гетто — не только в гетто, оно везде», — говорит один из героев. Гетто по Карбаускису — это сконцентрированный образ жизни. И именно в так понимаемой жизни у человека всегда есть выбор.

По сюжету немецкий комендант Шогер предлагает подростку Исааку, сыну Авраама, сыграть шахматную партию на жизнь детей гетто. Если выиграет, то спасет детей, но погибнет сам. Проиграет — спает себя, но не детей.

Ничья, которой добиться сложнее всего, оставит все как есть. Исаак ставит Шогеру мат. И каждый из героев спектакля ставит Шогеру свой мат. Никто из детей Авраама не озабочен выживанием любой ценой. У каждого есть нечто: любовь, призвание, материнство, чувство собственного достоинства — что оказывается ценнее жизни.

Режиссер напрочь лишает персонажей национального колорита, даже характерных особенностей им не оставляет. Актеры играют по несколько ролей, не перевоплощаясь, а лишь со сдержанным достоинством рассказывая историю поступка каждого из них. Нам предлагают не пожалеть невинных жертв, а удивиться, в каких условиях человек способен остаться человеком. И все же…

Как Карбаускис ни отжимал до сути душераздирающий текст Мераса, он так и остался душераздирающим. История литовской семьи, которую повесили вместе с укрываемой еврейской девочкой, история матери, задушившей собственное дитя, рожденное в результате эксперимента нацистских врачей, история юноши, повесившегося, чтобы не предать под пытками родных, — выходят из строго очерченных берегов спектакля. Они отказываются быть примерами в рассуждении. Они цепляют и дергают за самые беззащитные струны зрительских душ, заставляя оплакивать одних и ненавидеть других. А на это, по-моему, у режиссера расчета не было.

17 декабря 2009,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация