Пахита
Time Out
Автор
Людвиг Минкус
Режиссер/Постановщик
Пьер Лакотт

О спектакле

Парижская опера привезла шедевр Жозефа Мазилье и Мариуса Петипа, реконструированный знатоком старинной хореографии Пьером Лакоттом.
Это они придумали балет (первый спектакль — в 1581 году, у нас — Иван Грозный и совсем иные танцы). Это они создали школу, год за годом выпускающую лучших балерин и танцовщиков планеты. Это они собирают труппу только из выпускников этой школы, и даже суперзвезды, учившиеся в других местах, могут рассчитывать лишь на разовые приглашения в спектакли (и такие приглашения — очень редкие случаи, артисты потом гордятся ими всю жизнь). К нам едут французы, балет Парижской оперы, и четыре вечера нам будут демонстрировать совершенно безупречные танцы.

Везут один спектакль — «Пахиту» Пьера Лакотта. Знаменитый хореограф-реставратор, что ранее сделал для Большого «Дочь фараона», а для Музыкального — «Сильфиду», двенадцать лет назад вытащил из небытия один из лучших балетов XIX века. Впервые «Пахиту» на музыку Эдуарда Дельдевеза поставил в 1846 году Жозеф Мазилье (премьера была именно в Парижской опере — это национальное достояние французов). Еще через год Мариус Петипа воспроизвел его в Петербурге, в следующем сезоне он появился на афишах Большого театра — и «Пахита» для российской публики стала одним из любимейших балетов. Ее не раз возобновляли, Петипа добавлял в нее все новые и новые танцы (для чего потребовалась новая музыка — ее дописывал Людвиг Минкус, автор «Дон Кихота»), а зрители все так же переполняли зал, желая посочувствовать love story благородного джентльмена и красавицы цыганки и восхититься коллекцией отличных танцев.

Но после революции «Пахита» исчезла из репертуара — видимо, комиссаров не устроил тот поворот сюжета, что девушка в конце концов оказывается благородного происхождения и потому может счастливо выйти замуж за любимого человека. Во Франции «Пахиту» тоже не сохранили, но тут уж скорее из-за существовавшей в XIX веке привычки кардинально обновлять репертуар. В результате текст, передававшийся «из ног в ноги», был утерян — весь, кроме последней картины, где история уже закончилась и идут свадебные танцы. Этот фрагмент сейчас присутствует в репертуаре многих театров мира как одноактный балет «Пахита» (есть и в Большом, и в Мариинке) — а вот полный спектакль во всем его блеске и разнообразии есть только в Парижской опере, где его по крохам восстановил Лакотт.

Нежнейшие адажио, некоторое количество приключений (цыганку ревнует влюбленный в нее предводитель табора и заказывает убийство титулованного соперника) и соревнование подруг невесты в свадебных танцах — все это и есть «Пахита». Она, конечно, требует позолотить ручку (хорошие билеты стоят по 9–10 тысяч рублей), но ожиданий точно не обманет: это Париж с доставкой на дом, высший его класс.

Спецпроект

Загружается, подождите ...