Повторение
О мероприятии
1949 год. Спецагент Анри Робер прибывает из Парижа в полуразрушенный Берлин, чтобы пронаблюдать из окна за убийством недоказненного оберфюрера СС. В поезде он мельком видит своего двойника. Хотя не исключено, что приехал как раз двойник, да и убийство совершил тоже он. А может быть, и вообще, послевоенный Берлин только сон. Только вот чей автора, героя или читателя? Но на читателя автор вроде бы уже возложил миссию быть следователем по этому …
1949 год. Спецагент Анри Робер прибывает из Парижа в полуразрушенный Берлин, чтобы пронаблюдать из окна за убийством недоказненного оберфюрера СС. В поезде он мельком видит своего двойника. Хотя не исключено, что приехал как раз двойник, да и убийство совершил тоже он. А может быть, и вообще, послевоенный Берлин только сон. Только вот чей автора, героя или читателя? Но на читателя автор вроде бы уже возложил миссию быть следователем по этому странному преступлению.
Такова похожая на галлюцинацию завязка «Повторения», свежего четырехлетней давности романа Алена Роб-Грийе. Шагнув в новое тысячелетие, 82-летний мэтр сочинил едва ли не лучший свой текст, заставив модный французский молодняк Уэльбека, Бегбедера и Бенаквисту понуро топтаться на обочине изящной словесности. После «Повторения» книги этих троих можно смело перенести в кладовку того самого гламурно-депрессивного вселенского супермаркета, на описании которого они зациклились.
В отличие от упомянутых младостарцев, седобородый Роб-Грийе поражает небывалой живостью. Казалось бы, что нового можно извлечь из авангардистского жанра «нового романа», созданного писателем аж полвека назад и успевшего с тех пор покрыться изрядным слоем пыли? Расходящиеся тропы мнимого сюжета, холодная эротика, двойники двойников, сны в снах и одинокие объекты, существующие на страницах романа сами по себе и не подчиняющиеся ничьей воле. все эти приемы и инструменты, кажется, уже смотрятся затерто и не могут никого удивить.
Но Роб-Грийе все же решился использовать их еще раз. Иронизируя над самим собой, он так и назвал роман «Повторение». И оказалось, что он не застыл в прошлом, но именно повторил, прожил заново, отстроил из руин хрупкую вселенную, вместившую в себя все: от экзистенциализма до постмодернизма, от Кьеркегора, Кафки и Набокова до криминального чтива и пародии на шпионский роман, от переживания смерти до воспоминаний детства. Создавать для читателя полную внутренней свободы интерактивную игру, позволяя ему проживать в ней одни и те же события с каждым разом все ярче и ярче, наверное, это и называется настоящей литературой.