Москва
Москва
Петербург

РНО

Владимир Юровский и Российский национальный оркестр посвящают новую программу гетевскому Фаусту.

Даже студент-двоечник, спроси его о том, какие композиторы писали музыку на сюжет гетевского «Фауста», выдавит из глубин своей памяти пару-тройку фамилий.

Первым делом он вспомнит, конечно же, оперу Гуно, которую в советских театрах любили давать в преддверии Пасхи, иногда даже в Светлое воскресенье. Затем придет черед «Фауст-симфонии» Листа и, может статься, «Осуждения Фауста» Берлиоза. Пользуясь этим «джентльменским набором», любой дирижер может состряпать вполне успешную тематическую программу на вечную тему и горя не знать. Но эта же вечная тема в интерпретации Владимира Юровского решена, что любопытно, с помощью совершенно другой музыки, посвященной Фаусту, которую не знают ни студент-двоечник, ни даже троечник.

Маэстро Юровский любит нестандартные ходы и оригинальные решения, но в этот раз собрал прямо-таки удивительную коллекцию раритетов, выстраивающихся в стройный концептуальный ряд. Откроет программу увертюра «Фауст» Вагнера, ранний оркестровый опус будущего гения, в котором тем не менее уже аукается гранд-стиль автора «Тристана и Изольды» и «Кольца нибелунга». Затем последует «Мефисто-вальс» неисправимого романтика Ференца Листа и два фрагмента — «Сарабанда» и «Кортеж» — из оперы Феруччо Бузони «Доктор Фауст», написанной на заре ХХ столетия. Так мы причаливаем к нашему времени и в одновременности ко второму отделению, где расположились две (!) оперы.

Первая — остроумная зарисовка на гетевский сюжет московского автора Александра Семенова «Фауст в аду», которая хоть и называется оперой, но идет шесть минут. Далее же следует главное блюдо — фрагменты из оперы Альфреда Шнитке «Доктор Фаустус», которая стала одним из центральных произведений в наследии композитора и в своем время наделала немало шуму. Изначально «Доктор Фаустус» носил жанровое определение «кантата», звучал по-русски и включал сокрушительное микрофонное соло контральто, предназначенное для партии Мефистофеля, — от него в свое время отказалась Алла Борисовна Пугачева. Переработанный в оперу, «Доктор Фаустус» сохранил инфернальное контральто для партии Князя Тьмы, но зазвучал по-немецки — и именно в таком варианте Владимир Юровский предпочитает вынести знаменитый опус на сцену Концертного зала им. П. И. Чайковского. В помощь ему — Камерный хор Московской консерватории, который умеет справляться с партитурами любой сложности, и четверка представительных солистов из Германии и Великобритании — тенор Маркус Брутчер, контртенор Эндрю Уоттс, бас Стивен Ричардсон и контральто с витиевато-средневековым именем Урсула Хессе фон ден Штайнен. Дата для этого макабрического концерта, кстати, выбрана тоже удачно — 13 декабря. Жалко вот только, что не пятница. Хотя, может быть, и слава богу.

А. Шнитке, Ф. Б. Бузони, Р. Вагнер, Ф. Лист. Солисты, Камерный хор Московской консерватории п/у Б. Тевлина. Дирижер В. Юровский

19 ноября 2009,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация