Москва
Москва
Петербург

Пресс-папье

u u u u u Мнение редакции
Автор:
На русский язык перевели сборник эссе Стивена Фрая и его студенческую пьесу "Латынь!", которая познакомила будущих Дживса и Вустера.

В любой другой ситуации сборник эссе Стивена Фрая «Пресс-папье» можно было бы назвать безделкой, товаром второго сорта.

Ну действительно, человек-оркестр Фрай и романы пишет, и в театре играет, и в кино снимается, и передачи на радио и телевидении ведет, и аудиокниги записывает (прочитанный его голосом «Гарри Поттер» стал национальным достоянием Британии наравне с бумажным оригиналом), и еще умудряется писать колонки в разнообразные журналы (правда, говорят, от количества придуманных себе занятий он давно страдает МДП в тяжелой форме). И вот он подсобрал какие-то свои радио- и журнальные тексты, увенчал их студенческой пьесой бог знает какой давности и выпустил в виде пухлого тома. Мы бы так, вне всякого сомнения, подумали, если бы, повторяю, речь не шла о Стивене Фрае. Это действительно сборник уже где-то когда-то звучавших и публиковавшихся текстов: выступления на радио от лица вымышленного старика-филолога Дональда Трефузиса, колонки, написанные для журналов «Татлер», «Слушатель», «Телеграф». Но, как однажды заметил поэт и публицист Лев Рубинштейн, журналист отличается от писателя тем, что журналист пишет текст на заданную тему, а писатель использует заданную тему, чтобы написать о своем. Ровно так Фрай и поступает. Иными словами, из сборника «Пресс-папье» читатель узнает о его авторе примерно столько же, сколько узнал бы, прочитав все его романы, посмотрев хотя бы один фильм, один спектакль и некоторое количество телепрограмм.

Вплоть до вещей самых интимных. Например, Фрай написал для журнала «Татлер» в рубрику «То, чего люди не делают» текст о том, что он с 1985 года не занимался сексом. «Красную карточку я показал совокуплению по причинам чисто утилитарным: причиняемые им неприятности, неудобства и досады значительно перевешивают любые мгновенные всплески удовольствия и легкости». Или колонку в «Слушатель» о спекуляциях на семейные темы. По его признанию, когда он видит на экране телевизора «типичную семью», то испытывает «давящую муку», поскольку «принуждение, покорность, тирания и угнетение — такие же семейные понятия, как любовь, сострадание и взаимное доверие».

Ну и наконец, в финале книги читателя ждет чертовски злая пьеса «Латынь! или Табак и мальчики», написанная им на втором курсе Кембриджа. Пьеса о мальчике, который, как Питер Пэн, не хотел стать взрослым. В результате он стал школьным преподавателем латыни с педофильскими наклонностями. Кстати, постановку этой пьесы на Эдинбургском фестивале увидел Хью Лори и стал искать знакомства с Фраем. Чем это закончилось, мы все знаем.

11 ноября 2009,
Пресс-папье
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация