Михаил Булгаков

О книге

Два пухлых тома Рипола собрали всю прозу Михаила Булгакова (кроме фельетонов): от Записок юного врача, автобиографических опусов провинциального лекаря, мечтающего о литературе, до Мастера и Маргариты - обращенного к потомкам завещания писателя, уже пережившего славу и хулу, триумф и травлю.

Сейчас Михаил Булгаков - бесспорный классик, и мы невольно забываем, насколько парадоксальна и уникальна его судьба. Современники знали и ценили его в первую очередь как драматурга от Бога, автора талантливейших и острейших пьес на злобу дня. Но в мировую литературу он вошел как прозаик, автор романа о вечном, написанного с точки зрения вечности. Современники обращали внимание на подчеркнутый консерватизм Булгакова, особенно странный в 20-е годы, когда среди русских деятелей искусства бурно расцвела всяческая левизна. Но его великий роман оказался культовым среди молодых неформалов и альтернативщиков нескольких поколений, которые превратили одну из квартир Булгакова в настоящий хипповский сквот. И как забыть, наконец, что сам этот роман, Мастер и Маргарита, писался в расчете на людей, прекрасно понимающих все евангельские аллюзии, а вышло так, что многие читатели романа как раз из него впервые узнавали, кто такие Варрава и Каиафа и что происходило в Страстную неделю

Но все это меркнет перед простым, часто забываемым сейчас фактом, что роман Мастер и Маргарита вызвал настоящий бум через 26 лет после того, как в 1940 году 49-летний писатель прекратил, по причине смерти, работу над рукописью. Это уникальный случай в литературе ХХ века. Прошла мировая война, люди стали летать в космос, но время оказалось бессильно перед булгаковскими героями, и читателям, как и раньше, нужны простодушный Иешуа, его вечный оппонент Воланд, черноволосая Маргарита, которая стала ведьмой, потому что полюбила, и, наконец, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.

Спецпроект

Загружается, подождите ...