Москва
Москва
Петербург

Летоисчисление от Иоанна

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Пермский писатель Алексей Иванов остался недоволен экранизацией своего сценария к фильму Павла Лунгина "Царь" и выпустил свою версию в виде романа.

Павел Лунгин знал, что делал, когда приглашал писать сценарий для фильма «Царь» Алексея Иванова-«Пермского», едва ли не единственного из современных русских писателей, умеющего не просто говорить, но думать каким-то дремучим стародавним языком (безо всяких «гой еси…») — и при этом выстраивать сюжет четко и внятно.

В данном случае — сюжет о зарождении, развитии, апогее и закономерном финале конфликта светского и церковного владык — царя Иоанна и митрополита Филиппа (Федора Колычева).

Все поначалу было прекрасно: Иванов написал сценарий, Лунгин его утвердил, Иванов приезжал на съемочную площадку… А потом ему показали окончательную версию. Писателю показалось, что в фильме многое не так, как было в его сценарии. И решил восстановить справедливость, выпустив собственный взгляд на детали развития конфликта между властью государственной в лице царя Иоанна, впоследствии прозванного Грозным, и властью Божией в лице митрополита Филиппа в одном отдельно взятом государстве.

Сказать, чем все-таки Ивановская версия отличается от Лунгинской, пока сложно. Но на этой неделе «Царь» наконец выходит в прокат. В книге Иванова же речь идет вот о чем. Чтобы создать законченную историю, Иванов привносит в роман два допущения: во-первых, делает Ваню и Федю, будущих царя и митрополита, друзьями детства (о чем никаких исторических свидетельств не осталось). И во-вторых, дает всем натуралистично показанным жестокостям опричнины рациональное обоснование. Если здесь, конечно, применимо это слово: обоснование это заключается в том, что Иоанн сначала уверовал, что Второе пришествие уже стоялось и его, царя, задача, — найти Иисуса, а затем и вообще возомнил себя самого Христом.

Роман «Летоисчисление от Иоанна» вышел похожим на наскоро беллетризованный сценарий, а потому и получил подзаголовок «по фильму Павла Лунгина “Царь”». Повествование ведется простыми короткими фразами, действие обозначается прямо и в настоящем времени. Но при этом в книге автор может себе позволить недопустимые в сценарии пассажи: «И сейчас Иоанн четко осознал, что ему нужен этот неуступчивый монах. <…> Понять его, Иоанна, Филипп не сможет — недалек. Но вот если примет… Тогда Иоанн проломит небо».

Иоанну «проломить небо», как известно, так и не удалось. Однако можно не сомневаться, что для книги, как и для фильма, «проломить кассу» окажется более реальной задачей.

6 ноября 2009,
Летоисчисление от Иоанна
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация