Кукла
Автор
Алиса Мун

О книге

Непонятно, можно ли считать роман живущей в Праге 20-летней Алисы Мун киберпанком? С одной стороны, главная героиня книги, эта самая кукла, - созданный для сексуальных утех совершенный самообучающийся робот, а кровь и наркотики в романе льются рекой. Так что и с кибером, и с панком все в порядке. Присутствует и оригинальная сверхидея: искусственными созданиями являются на самом деле не роботы, а люди и прочие органические существа, которые были созданы некогда царившей на Земле цивилизацией кристаллоидов. И вот пришло время, когда кристаллоиды должны восстановить утраченную власть. А что? Если вдуматься, компьютеры, самозародившиеся из кремниевых пород, - не большая фантастика, чем самозародившаяся органика.

С другой стороны, молодого автора явно больше интересуют не технические подробности и мрачная футурология, а обычные (по крайней мере, для некоторой части читателей) человеческие чувства и отношения. Роман начинается с того, что у совершенной машины любви неожиданно, после столкновения с шаровой молнией, появляется и стремительно развивается самосознание (или душа, если угодно). И ее отношения с хозяином (новым русским из горкомовских) чем дальше, тем больше напоминают нормальные отношения богатого мужчины с хорошенькой и умненькой содержанкой. Она, конечно, искренне привязалась к своему папику (деликатно снабжающему ее килобаксами на карманные расходы), но четко знает, чего хочет в жизни и готова безжалостно устранить все, что мешает ей этой цели добиться.

Соответствует такой двойственности и язык книги: чуть ироничный, холодноватый и грубоватый стиль, выдерживаемый на протяжении почти всего повествования, вдруг распускается пассажами, словно позаимствованными из сентиментальных романов. Особенно комично они выглядят, когда претендуют на глубину и оригинальность. Такой вот женский киберпанк по-русски.