Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Лики истории в европейском искусстве XIX века

Смешав жанры, сюжеты и идеи, в главную выставку года включили все, что можно и нельзя.

Кураторы выставки, видимо, пытались рассказать истории умные и интересные.

Только так и не решили, о чем. То ли продемонстрировать образы прошлого, античных героев и средневековых королей, которых так любил реконструировать, воссоздавая буквально из ничего, XIX век. То ли показать развитие живописи — от академической картины к свободному, раскованному поэтическому высказыванию. То ли исследовать исторические стилизации, фантастические костюмы, удивительный антураж почти исторических картин. То ли вызволить как можно больше картин из собственных запасников.

Множество сюжетов в единый вряд ли могут срастись. Решившись пойти на главную в годовом цикле, приуроченную к статусным «Декабрьским вечерам» выставку, лучше расслабиться — разочарование неизбежно. Увидев на пригласительном билете эпохальную «Клятву Горациев» Жак-Луи Давида, не верь глазам своим. Шедевр лично не приедет — выставке достался лишь эскиз. Еще одну знаменитость — «Смерть Марата» — в экспозиции обозначит дублер, изготовленный в мастерской художника. Любителю театральных сцен, эффектных костюмов и чудных сюжетов испортят все удовольствие жестокие экспрессивные сцены Гойи, политические памфлеты Домье, стремящиеся к четким высказываниям классицисты. Желающие, польстившись на название, взглянуть в лицо истории (пусть даже включающей, как водилось в позапрошлом веке, раздел «священная») будут потрясены, увидев в экспозиции не только «Оплакивающую Гектора Андромаху», но и циклопа Полифема, гиппогрифа, героев Шекспира.

Продемонстрировав широту и демократичность, включили в выставку и множество чуть более реальных, но лица в истории не имеющих: анонимных любителей гравюр, певцов, бретеров и рабынь. Не только легендарные меровингские властители историю делают, но и простой народ — каждый читавший Дюма знает, что мушкетеры бывают важнее короля.

Расширяя сюжет до пределов совершенно невообразимых, смешав в кучу прошлое и настоящее XIX века, кураторы добились практически невозможного: в выставку можно спокойно включить практически любое произведение. В том числе изрядное количество картин малоизвестных и совсем неизвестных художников из собственных запасников, множество большей частью незнатных гостей из Эрмитажа, работы отечественных живописцев — вплоть до сказочника Рериха и грезящего наяву Борисова-Мусатова. Гастролеры жесткую конкуренцию не составят — ни заменители звездных картин Давида, ни маленький Менцель из Национальных музеев (Берлин), ни предоставленные галерей Тейт несколько работ прерафаэлитов — Джона Миллеса, Форда Мэдокса Брауна, Уильяма Ханта, ни изящное полотно Эдварда Пойнтера «Визит к эскулапу» воображения не поражают. Отчего-то регулярно отправляющий в дальние путешествия первоклассные шедевры из собственной коллекции музей в обмен получает эскизы, повторения, картины значительно менее известных живописцев.

3 ноября 2009,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация