Эмигранты

О спектакле

Пьеса Мрожека о двух безымянных эмигрантах, один из которых уехал ради заработков, другой – ради призрачной свободы.
Пьеса Мрожека о двух безымянных эмигрантах, один из которых уехал ради заработков, другой — ради призрачной свободы, звучит у Николая Пинигина далеко не так остро, как телевизионные репортажи из Кондопоги. Пинигин вымарывает часть текста, относящегося к противопоставлению персонажей по классовому признаку (работяга и интеллигент). Заодно ретуширует их мировоззренческие противоречия и выводит на поверхность конфликт между стремлением к свободе и неизбежным рабством — зависимостью от денег, власти и даже от самих себя. Отказываясь от каких-либо явных обобщений и параллелей с современной российской общественно-политической жизнью, режиссер сужает тему. Все превращается в частный случай, в личную драму двух эмигрантов, превосходно сыгранных Михаилом Морозовым и Романом Агеевым. Они балансируют на грани между трогательным и страшным, между комедией и трагедией, соблюдая нужную пропорцию между иронией и пафосом. Художник Слободянник не рискнул превращать сцену в обшарпанный грязный подвал, описанный Мрожеком. У него это — дизайнерский интерьер. Антиквариат стильно сочетается с хай-теком. И спускающийся сюда мусоропровод, и уходящая в никуда стеклянная шахта лифта выглядят чистенько и аккуратно. По замыслу авторов, ничто не должно омрачать настроения зрителя. Так что если интеллигент философствует, то обязательно с иронией, а если работяга тупит или грустит, то обязательно смешно, почти как герой Чарли Чаплина. Финал в пьесе Мрожека безжалостный, у Пинигина — почти просветляющий. Только самые внимательные зрители заметят в нем намек на безысходность: герои остаются за решетками кроватей, напоминающих тюремные.