Пять фацеций а-ля рюсс

О книге

В данном томе представлены Легкий завтрак в тени Некрополя, Реставрация обеда — две части замысленной автором трилогии, а также повесть Пять фацеций а-ля рюсс — своеобразный пролог к еще не написанной последней части этого составного опуса.

Начинается все просто и смешно. С главным героем обоих романов, молодым сценаристом, читатель знакомится на пароме, идущем на Крит, где у того назначена встреча со съемочной группой. Впервые мы видим этого литератора в тот момент, когда он собирается плюнуть с кормы в баклана, кажущегося ему слишком вялым и неромантичным. Но стоит писателю спуститься с палубы в ресторан — и динамики с романтикой прибывает: за соседним столиком оказывается женщина, появление которой немедленно переворачивает повествование с ног на голову и заставляет галопом нестись вперед.

Наши современники, не успев моргнуть глазом, оказываются в древнем Риме. Римляне, в свою очередь, материализуются в нашем мире, и скоро становится решительно невозможно разобраться, где и с кем происходит действие. Бедный рассказчик-сценарист чуть с ума не сходит, пытаясь разобраться в перипетиях собственных отношений с женщинами, заявляющимися в роман то ли из античности, то ли из современности во все возрастающем количестве. Он видится с кесарями, дураками, убийцами — и лишь периодически всплывает в реальном мире, который теперь тоже кажется ему иллюзорным. В сюжет оказываются гармонично вписаны древнегреческие мифы — правда, в ерническом пересказе Грошека.

Действие Пяти фацеций а-ля рюсс происходит не в Греции, а в Петербурге, но и здесь античности хватает — правда, очень своеобразной: тут вам и лукавая бесстыжая чертовка — богиня Геката, и Пан Пенелопский во фраке и лаптях. И конечно, сконфуженные российские граждане в великом количестве: пьяницы, лжеученые, насельники коммуналок… В общем, безумный мир а-ля рюсс. Свои фацеции — то есть анекдоты эпохи Возрождения — Грошек наполняет настоящей булгаковской бесовщиной.