Москва
Москва
Петербург

"t"

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Философская комедия.

Главный герой нового романа Виктора Пелевина — граф Лев Николаевич Толстой.

Он не пишет романов, зато на стыке XIX—XX веков он все еще молод, мускулист, хорош собой и на основе восточных единоборств создал свое собственное боевое искусство «непротивление злу насилием», максимально использующее силу противника. Иными словами, граф Т. (так его называют в романе) — не настоящий Лев Толстой, а персонаж литературного произведения, чьим прототипом послужил автор «Войны и мира». Но произведения не пелевинского. Роман про графа Т. пишут пятеро литературных негров во главе с редактором по имени Ариэль (как дух воздуха в «Буре» Шекспира). Причем обо всем этом Ариэль честно графу Т. и рассказывает. Однако графу не очень нравится быть в подчинении у каких-то пятерых сомнительных типов, которые вертят им как хотят. А потому он пытается перехватить у них инициативу и самому стать автором. Это и есть главная интрига книги — отношения автора с собственными персонажами и роль читателя во всем этом. Пелевин играет с триадой автор — персонаж — читатель как может, поворачивая ее и так и эдак. То на средневековый манер: Ариэль выкладывает графу Т. концепцию греховной природы любого вымысла. Творец может быть только один — это Бог. Любая попытка сочинить что-то ввергает автора в грех соблазна стать равным Творцу.

То на политеистический: княгиня Тараканова, с которой граф знакомится в начале книги, излагает ему теорию о том, что человек (или персонаж) — всего-навсего гостиничный номер, в котором в разные моменты времени поселяются разные мелкие божества. Отсюда непоследовательность в человеческих поступках. Скажем, худеющая женщина дала зарок не есть больше сладкого, а через час умяла килограмм шоколадных конфет. Почему? Потому что «худеешь» — решил один божок, а на конфеты покусился — другой.

То вспоминает про теорию Ролана Барта: тот, во-первых, назвал читателя со-творцом произведения, поскольку восприятие текста определяется уровнем читающего, его подготовленностью к прочтению и интерпретации. А во-вторых, в любом тексте, по Барту, сплетены пять кодов — код Эмпирии, Личности, Знания, Истины и Символа. У Пелевина они превратились в пятерку соавторов, с которыми и пытается выяснить отношения граф Т.

Толстому еще, можно считать, повезло. Вот Достоевский в романе превратился в персонажа компьютерной стрелялки. Его «миссия» — убивать противников, высасывать их души и забирать водку и колбасу, которыми он питается. А все маркетологи виноваты. Это они в пелевинском мире определяют, пойдет ли тот или иной продукт на рынке, и диктуют свою волю авторам. Впрочем, надо сказать, что Пелевин графа Т. не обидел — в конце у него все будет хорошо.

21 октября 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация