"t"
Time Out

О книге

Философская комедия.

Главный герой нового романа Виктора Пелевина — граф Лев Николаевич Толстой.

Он не пишет романов, зато на стыке XIX—XX веков он все еще молод, мускулист, хорош собой и на основе восточных единоборств создал свое собственное боевое искусство «непротивление злу насилием», максимально использующее силу противника. Иными словами, граф Т. (так его называют в романе) — не настоящий Лев Толстой, а персонаж литературного произведения, чьим прототипом послужил автор «Войны и мира». Но произведения не пелевинского. Роман про графа Т. пишут пятеро литературных негров во главе с редактором по имени Ариэль (как дух воздуха в «Буре» Шекспира). Причем обо всем этом Ариэль честно графу Т. и рассказывает. Однако графу не очень нравится быть в подчинении у каких-то пятерых сомнительных типов, которые вертят им как хотят. А потому он пытается перехватить у них инициативу и самому стать автором. Это и есть главная интрига книги — отношения автора с собственными персонажами и роль читателя во всем этом. Пелевин играет с триадой автор — персонаж — читатель как может, поворачивая ее и так и эдак. То на средневековый манер: Ариэль выкладывает графу Т. концепцию греховной природы любого вымысла. Творец может быть только один — это Бог. Любая попытка сочинить что-то ввергает автора в грех соблазна стать равным Творцу.

То на политеистический: княгиня Тараканова, с которой граф знакомится в начале книги, излагает ему теорию о том, что человек (или персонаж) — всего-навсего гостиничный номер, в котором в разные моменты времени поселяются разные мелкие божества. Отсюда непоследовательность в человеческих поступках. Скажем, худеющая женщина дала зарок не есть больше сладкого, а через час умяла килограмм шоколадных конфет. Почему? Потому что «худеешь» — решил один божок, а на конфеты покусился — другой.

То вспоминает про теорию Ролана Барта: тот, во-первых, назвал читателя со-творцом произведения, поскольку восприятие текста определяется уровнем читающего, его подготовленностью к прочтению и интерпретации. А во-вторых, в любом тексте, по Барту, сплетены пять кодов — код Эмпирии, Личности, Знания, Истины и Символа. У Пелевина они превратились в пятерку соавторов, с которыми и пытается выяснить отношения граф Т.

Толстому еще, можно считать, повезло. Вот Достоевский в романе превратился в персонажа компьютерной стрелялки. Его «миссия» — убивать противников, высасывать их души и забирать водку и колбасу, которыми он питается. А все маркетологи виноваты. Это они в пелевинском мире определяют, пойдет ли тот или иной продукт на рынке, и диктуют свою волю авторам. Впрочем, надо сказать, что Пелевин графа Т. не обидел — в конце у него все будет хорошо.