Москва
Москва
Петербург

В стране уходящей натуры

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Пол Остер в романе "В стране уходящей натуры" ставит обычного горожанина в экстремальные условия пережившего тотальную катастрофу мегаполиса.

У каждого писателя есть некая персональная, особенно интересующая его тема, проходящая красной нитью через все его творчество. Пола Остера явно мучает вопрос: что происходит с человеком, когда он лишается всего — социального положения, материальных благ, друзей, привычных занятий, обычных надежд и амбиций? В большинстве своих романов бывший переводчик Малларме, четыре года проживший во Франции, с завидной изобретательностью как раз и устраивает подобные эксперименты. То его герой попадает в пустыню, то оказывается заперт в бункере, то, отрезанный от всего мира, вынужден строить каменную стену, чтобы отработать карточный долг.

"В стране уходящей натуры" — самая концептуальная в этом смысле книга создателя знаменитой "Нью-Йоркской трилогии". На этот раз для эксперимента он создал целый Город. Подобно Кафке в "Процессе", бруклинский автор не снисходит до рациональных объяснений. Остер просто изображает переживший тотальную катастрофу мегаполис (в котором при желании тоже можно опознать Нью-Йорк), где у людей не осталось ни надежд, ни гарантий, а единственный предмет их забот — выживание. В такое неуютное место попадает главная героиня — она же рассказчица — Анна Блюм, привычная к более чем комфортабельной жизни. Причем оказывается она там по доброй воле, отправившись на поиски пропавшего без вести брата-журналиста.

Поначалу описание Города вызывает в памяти общие планы из какого-нибудь фильма-катастрофы: нищета, разруха, бродяги на улицах, паралич власти. Но это сходство обманчиво. Остер не столько придумывает послезавтрашний мир, сколько стремится показывать весь спектр реакций людей, попавших в экстремальные условия. Вот секты самоубийц, а вот люди, верящие, что могут влиять на погоду своим настроением. Вот каннибалы, заманивающие доверчивых сограждан в ловушку, чтобы сделать из них бифштексы, а вот благородные альтруисты, которые стараются помогать окружающим, невзирая на явную бессмысленность этих попыток.

Остеру явно лучше удаются истории, в которых он ставит эксперимент над отдельным индивидом, а не над толпой. Нужно обладать гением уровня Толстого, чтобы одинаково убедительно показать множество разных людей, попавших в чрезвычайную ситуацию. Да и вообще такая задача кажется изначально невыполнимой: ведь "лишиться всего" — понятие очень индивидуальное; вряд ли можно придумать мир, где всего лишились бы сразу все. Но романист с честью выходит из этих умозрительных ловушек: его плач по цивилизации превращается в новый гимн Городу, пусть и написанный в очень необычной тональности.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация