Москва
Москва
Петербург

Эсмеральда

Музыкальный театр опережает коллег-конкурентов и выпускает свою версию истории о девушке, которой четыре влюбленных джентльмена принесли только неприятности.

Ровно через месяц нас ждет реконструированная «Эсмеральда» Мариуса Петипа в Большом — продолжение игры в старинный балет, в балет императорский.

На этой же неделе Музыкальный театр опережает коллег-конкурентов и выпускает свою версию истории о девушке, которой четыре влюбленных джентльмена принесли только неприятности — в театре на Большой Дмитровке возобновляется «Эсмеральда» Владимира Бурмейстера. Впрочем, именно в этой версии джентльменов три — исчез поэт Гренгуар, на внимание юной цыганки претендуют лишь дворянин, монах и горбатый слуга монаха.

Бурмейстер сочинил свою «Эсмеральду» в 1950-м — и теперь, конечно же, невозможно не хихикать в патетических «народных» сценах (когда цыганок, явившихся в замок к Фебу, гонит прочь стража, рядом с женщинами появляются этакие оружейники Просперо и ка-ак врежут этой самой охране, те с ног валятся и лежат без движения). Но натуралистическая наивность постановки (у Квазимодо на плечах огромный бутафорский горб — изображать увечье только пластикой хореографы стали много позже) и советские «народные» хохмы не отменяют главного: это все-таки очень хороший спектакль.

Хореограф, много лет возглавлявший балет Музыкального театра, не изобретал своей лексики, он работал по старым лекалам — но образцы XIX века он знал хорошо и словарь его был богат. Структура спектакля, соответствующая старым образцам — сначала танцы простолюдинов на площади, затем парадное па де де в замке и вторжение в этот замок, в эти прохладные танцы, цыганской стихии — содержит несколько ансамблей изумительной красоты; а уж главная роль, прописанная так, что балерина может показать и умение жахнуть темпераментом, и способность склониться тростинкой на ветру (так, чтоб ползала утирало слезы) — просто сокровище. Кто будет танцевать премьеру — театр все не сообщает; видно, в закулисье за эту роль идет нешуточная война.

Разумеется, «Эсмеральда» будет идти по вечерам, это вполне взрослый спектакль, никому и в голову не придет ставить его на утренники. Меж тем это тот балет, на который можно и нужно вывести ребенка (если ему, конечно, уже лет восемь хотя бы есть). Потому что Бурмейстер так тщательно прописал сюжет романа Гюго — и как цыгане крадут младенца (Эсмеральду) у свалившейся без сил матери, и как спустя годы обезумевшая мать на цыган (и свою неузнанную дочь) нападает, что ребенок не будет задавать сто вопросов в минуту, он ограничится парой в час. Спектакль красочный (ах, какая эффектная горгулья высится на сцене в эпилоге), понятный и вместе с тем не пожертвовавший ради этой понятности ни каплей поэзии — хороший вариант для рассказа детям и не бывавшим ранее в театре гостям столицы о том, что такое балет вообще. Лет через несколько, собираясь на Дуато, Килиана или Боурна, они вспомнят, как вы их подсадили на это пестрое искусство. Вспомнят с усмешкой и благодарностью.

14 октября 2009,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация