Москва
Москва
Петербург

Кинотеатр повторного фильма

u u u u u Мнение редакции
Автор:

Новая книга Виктора Шендеровича состоит из 14 рассказов и повести, которая называется Тайм Аут (нет, это не скрытая реклама нашего издания). Она о людях, которые ходили в Кинотеатр повторного фильма на улице Герцена, сидели в кафе-мороженом и звонили друг другу из телефонов-автоматов, нагло глотающих двушки. А еще - привычно поругивали советскую власть и искренне радовались, когда удавалось провести ее. В одном из рассказов описывается, как актеры, отыграв спектакль для цековского начальства, случайно заходят не в ту комнату и набрасываются на приготовленную для партийных шишек спецеду.

Впрочем, рассказ-анекдот - для этой книги скорее исключение. Перед нами вполне традиционная, очевидно автобиографическая проза. Порой сентиментальная, но с гомеопатическими вкраплениями юмора. Истории о службе в армии, первой любви, о борьбе с мировым империализмом и напряженной жизни молодого человека. Он обременен десятком обязательств и лишь в финале добирается до блаженной паузы в делах. Герой повести, аспирант Дима Скворешников, забыл перевести часы и внезапно оказался вне времени - в том самом тайм-ауте. И впервые замечает, что прошлого в его жизни становится все больше и что оно все сильнее воздействует на его настоящее.

Любопытно, что издательство Время выпустило ее в своей серии Самое время!, в которой выходит проза, долгое время пролежавшая в писательских и редакторских столах. Этот труд - не исключение. Есть что-то глубоко закономерное в том, что Кинотеатр повторного фильма появился после сборников хлесткой юмористики и желчных сценариев Кукол, книг Куклиада и Здесь было НТВ - словом, после текстов, которые создали и закрепили публичный имидж Виктора Шендеровича. Что может быть веселей, чем сражаться с ветряными мельницами - химерами советской власти и благоглупостями конца прошло десятилетия? Пошутить над увальнем Ельциным и умником Явлинским? Рассказать о делах думских депутатов голосом ведущего передачи В мире животных? Романтические, воистину дон-кихотовские времена!

Сейчас - уже не те; вот и смех в нынешние дни отчего-то застревает у записного остроумца в горле. Оттого и пряно-острый Плавленый сырок - программа Шендеровича на радио Эхо Москвы - не вызывает того резонанса, который порождали те же Куклы. Выход этой книги и есть тайм-аут, отпуск, который берет автор у своего ехидно-злободневного образа молодого и рассерженного. Самое время напечатать его ранние рассказы - актуальные, как и любая история о чувствах, независимо от времени действия.

Конечно, книга рифмуется и с настроениями, все настойчивей вплывающими в сегодняшнюю жизнь через фильмы и сериалы об уютной брежневской эпохе и чистых душой командирах в пыльных шлемах. Однако Шендерович выворачивает эту рифму наизнанку. Лучший рассказ сборника, В чужом городе, посвящен как раз очищению крови от растворенного в ней тухлого кубика рабства. И потому книга его воспринимается не как предостережение от посещения кинотеатра повторного фильма, а как приглашение войти в его двери, пока еще не выключили свет.

27 сентября 2005,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация