РНО п/у Михаила Плетнева | Музыка и клубы | Time Out

РНО п/у Михаила Плетнева

РНО п/у Михаила Плетнева

О спектакле

В свой день рождения Михаил Плетнев исполняет музыку Антона Брукнера.

В ряду австро-немецких романтиков, чьи портреты можно увидеть на стенах музыкальных школ и провинциальных концертных залов, как правило, отсутствует один человек — Антон Брукнер.

Для соотечественников Брукнера, да и всей просвещенной Центральной Европы, этот факт может показаться возмутительным: сейчас по всему миру брукнеровская музыка звучит не реже Бетховена, Шуберта и Брамса, но с Россией у композитора отношения как-то не сложились. Не сложились в силу удивительного свойства Брукнера — его музыка совершенно не поддается вербальной интерпретации.

Рассказать, о чем повествуют девять громадных брукнеровских симфоний с их упоительными звуковыми красотами, примерно так же сложно, как объяснить мироздание за пять минут. Самое главное, что биография композитора, выходца из семьи истовых католиков из Верхней Австрии, совершенно не дает никаких ключей к рациональному объяснению его творений. Ну, служил сначала в одном соборе, а потом в другом. Ездил как органист по всей Европе. Испытал влияние Вагнера (а кто его не испытал во второй половине XIX века?). Был набожен, смешил окружающих своими смешными короткими штанами, которые надевал для удобства игры на органе ногами; как и множество других романтиков, был одинок и нелюдим, любил природу. Весь этот перечень едва ли помогает даже самым именитым музыковедам, которые на лекциях по истории музыки силятся рассказать что-либо об этом загадочном авторе и в результате просто ставят студентам записи без лишних комментариев.

Михаил Плетнев, самый загадочный романтик нашего времени, не прибегая к помощи слов, расскажет о своем видении брукнеровской музыки — он вообще большой мастер читать сложнейшие музыкальные тексты, не впадая в пустую риторику и избегая чрезмерного пафоса. Материалом для него послужит Шестая симфония — пожалуй, самое заковыристое и непонятное сочинение композитора, в котором эмоциональные перепады столь резки и неожиданны, что кажется, будто композитор писал эту вещь на грани нервного срыва. Несколько уравновесит симфонический мятеж самое известное духовное сочинение Брукнера — грандиозный католический гимн «Te Deum», в котором автор — совершенно искренне и даже наивно для позднего романтика с его пессимизмом и неверием — превозносит высшие силы. Посвящая весь вечер Брукнеру, Плетнев может быть абсолютно уверен в том, что его увлечение разделит переполненный зал: на данный момент он, пожалуй, является единственным дирижером, который собирает аншлаги на изысканные, даже эзотерические по своему содержанию программы, а кроме того, преданные поклонники придут поздравить музыканта с днем рождения. И никому из них в столь академическом контексте и в голову не придет пропеть «Happy Birthday To You».

Билетов не найдено!

Закрыть