Надпись

О книге

Огромный автобиографический роман общепризнанного российского литературного страшилы отправляет читателя в 1969 год, когда по всей стране кипели комсомольские стройки, люди что ни день летали в космос, деревья были большими, а сельскохозяйственная техника описывалась в таких выражениях: Я самоходный комбайн с заводским шестизначным клеймом, построенный для временной цели, но мое бессмертие в том, что я создан из стали, готовой распустить в огне все клейма, формы и цели, той стали, что бесцветно кипит под камнями и травами в бездне земли, реет в голубизне метеорами, наполняет мир неслышной магнитной музыкой.

Таков стиль всей Надписи - аляповатый, затягивающий, безумный. Сюжет кружится вокруг поисков секретного кода, чтобы прочесть который надо три раза облететь вокруг купола колокольни Ивана Великого. Вот герой, молодой журналист Коробейников, и нарезает круги - от партийных заправил к диссидентствующим писателям, от политиков - к нищей богеме, от богоборцев - к тайным проповедникам второго пришествия. Все эти впечатления, образы, символы и знаки он копит для задуманного романа, который, видимо, мы и держим в руках. В нем Александр Андреевич отвоевывает соцреалистическое прошлое оружием своего нынешнего коммунистического сюрреализма, превращая собственную скромную биографию в фантасмагорию. Мир Проханова теперь наполнен сумасшедшими идеями и мистическими, флюоресцирующими красивостями; все персонажи болезненно характерны и ярки и разговаривают исключительно высоким штилем классической трагедии.

В ледяном королевстве нынешней прохановской прозы заморожены все идейные вирусы, когда-либо населявшие Россию. Через своего героя автор пробует на вкус каждую ментальную заразу - от богоборчества до мессианства, переболевает ей в легкой форме, а после этой хитрой прививки безжалостно вставляет ее штамм в кристалл своей книги.