Москва
Москва
Петербург

Олег Зайончковский "Счастье возможно: роман нашего времени"

u u u u u Мнение редакции
Новый роман Олега Зайончковского "Счастье возможно" - о здоровом оптимизме.

Всего пять лет потребовалось Олегу Зайончковскому, чтобы уверенно обосноваться в ландшафте современной русской прозы. Ландшафт этот разнообразен и местами весьма причудлив — и наряду с фантазийными образованиями, напоминающими нефтяные вышки, сингапурские небоскребы, имперские зиккураты или рублевский новодел, в нем есть место обычной московской квартире брежневской серии или домику в подмосковном поселке. Зайончковский — певец обыденности, он отвечает за подмосковные домики и квартиры с вечно протекающим краном.

Всякому начинающему писателю в России непременно объяснят, что повествовать о злоключениях соседа по площадке сложнее и достойнее, чем умножать сверхчеловеческие фантомы. Тем не менее в условиях рынка находится мало желающих следовать этой рекомендации — считается, что рядовому читателю намного интереснее следить за приключениями тайных агентов, дамочек с заряженным револьвером в бардачке «ламборгини», рядовых олигархов и прочих марсиан. Что греха таить, доля истины в этом есть. Тем большее уважение вызывает провинциальный потомок старинного дворянского рода (так кучеряво аттестуют Зайончковского разного рода аннотации), использующий талант и писательское мастерство для того, чтобы разглядеть красоту и многообразие жизни в самой что ни на есть обыденности. Будь то роман о пареньке по прозвищу Петрович, с иронией и любопытством наблюдающем мир суетливых и слегка туповатых взрослых, сборник рассказов «Прогулки в парке», преломляющих тривиальные случаи неожиданным образом, или вот новая книжка — о возможности счастья в жизни рядового московского писателя.

Да-да, книжка именно об этом — то есть не о глубине и контрастности взаимоотношений художника с действительностью, не о мистических рифмах и метафизических прозрениях; такое ощущение, что писатель в качестве героя выбран Зайончковским из своеобразного авторского ехидства: вот вам совершенно безыскусный роман о человеке искусства. Безыскусность — вообще ключевое определение для манеры Зайончковского; абсолютная гармоничность его стиля и драматургии будто происходит сама собой, «случается» с автором так же, как с его героем то и дело случаются разные происшествия. Можно предположить, что по части манеры общения с реальностью перед нами абсолютное авторское альтер эго — и это при том, что во всем остальном роман «подсмотрен », собран из окружающего материала — то есть очень вряд ли является производной от внутреннего мира автора.

Большую часть времени протагонист, что называется, «тупит » перед монитором, чешет в затылке, смотрит в окошко, а то и просто выходит погулять. В ходе этих вроде бы бесполезных занятий сам собой получается роман — естественным образом возникает из встреч в лифте, бесед на скамейке с молодой мамашей, поездок на рыбалку и дачных посиделок. День за днем прирастает историями — собственно, как и сама жизнь. И в итоге ведет к вызревшему судьбоносному событию: вроде как у налившегося яблока отламывается плодоножка, и — ап! — плод оказывается в ладонях. Автор хитро подмигивает, с хрустом откусывает от спелой антоновки: вот оно и счастье. В руках.

Вкусное, хрупкое, недолговечное… Единственно возможное для живого и смертного человека.

5 сентября 2009
Олег Зайончковский
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация