"Шотландская симфония", "В ночи", "Тема с вариациями" Мендельсон, Чайковский, Шопен | «Шотландская симфония», «В ночи», «Тема с вариациями» Мендельсон, Чайковский, Шопен | Time Out

«Шотландская симфония», «В ночи», «Тема с вариациями» Мендельсон, Чайковский, Шопен

«Шотландская симфония», «В ночи», «Тема с вариациями» Мендельсон, Чайковский, Шопен

О мероприятии

Мариинский театр возобновляет «Шотландскую
симфонию», первый балет
Баланчина на сцене театра

«Баланчин — это не страшно.
Ну посмотрите, девочки, все же почти знакомо. Вот это — почти
Петипа, а это — почти Бурнонвиль. Ну побыстрее чуть-чуть,
так что ж, не справимся?» —
как-то так, наверное, уговаривали двадцать лет назад
мариинские репетиторы своих
подопечных. Да, мариинскому
Баланчину уже двадцать лет. В феврале 1989-го первый балет
мистера Би появился на сцене
театра — и это была та самая
«Шотландская симфония» на музыку Мендельсона, которую
сейчас возобновляют.

Теперь она будет идти в один
вечер с «Темой с вариациями»
(этот баланчинский балет
появился в репертуаре Мариинского вторым, но так надолго
не исчезал, его возобновляли
восемь лет назад) и балетом
Джерома Роббинса «В ночи»,
что впервые поставили в Петербурге в 1992-м. «Шотландскую симфонию» наконец как
следует вспомнят, потому что
после исчезновения из афиш
ее заслоняли балеты и более
парадные, и более вызывающие
— и она тихо стушевалась. А помнить ее стоит, эту вроде бы «игру в Сильфиду», сочиненную Баланчиным в 1952 году,
— лишь вроде бы, потому что
правила переписаны хореографом начисто. Да, танцовщики
в килтах, а танцовщицы в летящих сильфидных юбках.
Да, главная девушка периодически обозначает стремление
сбежать от кавалера, а он бродит по сцене в романтической
тоске. Да, на заднике дивный
пейзаж. Все.

Никаких противопоставлений неосознанно жестоких
мужланов, которым лишь бы девушку в руках подержать, и воздушных созданий, рассыпающихся при взятии в плен.
Бравая компания в килтах уверенно держит белоснежных
дев — и поднимает при необходимости, и подбрасывает. Нет
никакой тайной войны женщин
и мужчин, небесного и земного,
— балерины, конечно же, главные (как то бывает практически во всех сочинениях Баланчина), но без танцовщиков они
существовать не могут. Кто же будет им поклоняться, их охранять, вставать почетным эскортом? Мир «Шотландской симфонии» — очень правильный
мир, настолько правильный,
что может даже показаться немного старомодным.

Когда этот маленький
(двадцать пять минут) балет
Баланчина только появился
на сцене Мариинского, его
танцевали звезды предыдущего
поколения: Лариса Лежнина, Елена Панкова, Татьяна
Терехова. Теперь обещают в главной роли Ульяну Лопаткину, и обещание это выглядит
заманчивым и опасным одновременно. Ведь «Шотландская
симфония» даже в самой
торжественной своей части (а не только в дивном начале, где
прыгают девчонки-сорванцы,
также обряженные в килты) от души присыпана юмором — не приморозит ли величественная звезда легкую и быструю
игрушку? Впрочем, Ульяна
Вячеславовна порой позволяет
себе «отрываться» на сцене,
одно гомерическое па-де-де Шпука, что она периодически
показывает на концертах, немалого стоит. В любом случае —
Лопаткина-Сильфида — это уже
обещание сенсации.

Билетов не найдено!

Закрыть