Дети мертвых
О мероприятии
Одна из самых скандальных писательниц Эльфрида Елинек в «Детях мертвых» обращается к болезненной для австрийцев теме — Второй мировой войны.
Елинек очень не любит, когда ее произведения относят к "женской литературе". И действительно: чтение ее романов скорее способно растревожить мужские комплексы. А ведь даже с лучшими "женскими романами" мы привыкли ассоциировать совсем другое.
Каждый шаг австрийской писательницы сопровождается скандалом еще свежа в памяти недавняя добровольная отставка одного из членов Шведской академии в знак протеста против присуждения ей Нобелевской премии за 2004 год. Выход 10 лет назад этой книги, которую сама автор до сих пор считает самой важной для себя ("после нее я вообще могла бы перестать писать"), не был исключением. Австрийские ультраправые использовали имя Елинек в своей избирательной кампании как символ "падения нравов", а сама она после выборов заявила, что уходит во внутреннюю эмиграцию.
В "Детях мертвых" писательница снова использует откровенные сексуальные описания и обращается к болезненной для австрийцев теме Второй мировой войны. Впрочем, сюжет здесь не главное. Мистическая история о переселении душ погибших горнолыжников в тела нацистских преступников едва проступает из-под радикальных стилистических экспериментов, которым автор предается на протяжении всей довольно толстой книги. "Жертвы мертвы, а преступники надолго переживают их так описала Елинек свой замысел в одном из недавних интервью. Это унижение. В моем романе мертвые возвращаются и вновь обретают то, что у них украли, свою жизнь и собственность". Австрийское самосознание возведено на горе трупов, добавляет прозаик. Если это действительно так, то ее произведения устареют еще нескоро.