Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Фрекен Жюли

Автор: Август Стриндберг
Режиссер/Постановщик: Томас Остермайер
Актеры: Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Евгений Миронов
Хаматова и Миронов в драме Стриндберга, которую Томас Остермайер превратил в психологический триллер.

Самая знаменитая пьеса Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» о том, как юная аристократка в ночь на Ивана Купалу переспала с лакеем своего отца и не смогла пережить собственного падения, ставят или как социальную драму о классовой розни, или как психологический триллер о вечной борьбе мужского и женского начал. Премьера Театра Наций получилась сразу и про то, и про это. Правда, пока две темы, два вида театра в единое целое еще не срослись. Руководитель берлинского театра «Шаубюне», режиссер Томас Остермайер ставит холодные, отточенные спектакли-разбирательства про то, как та или иная злободневная социальная проблема влияет на жизнь конкретных людей и кто в этом виноват. Действие любой классической пьесы у него всегда происходит в современной Германии.

Открывающаяся картина на обновленной сцене Театра Наций поначалу тоже кажется среднеевропейской: прямой угол модной кухни цвета металлик с действующими плитой и мойкой, нависающий над ней огромный экран (на который транслируются крупные планы происходящего). Из местного колорита только неостановимо падающий из-под колосников снег. Однако, решив поработать в Москве, Остермайер первым делом заказал драматургу Михаилу Дурненкову адаптацию текста конца XIX века к сегодняшним российским реалиям, главная из коих — образовавшаяся пропасть между имущими и неимущими. Инсцениров ка получилась странноватой. Аристократ превратился в олигарха, бывшего советского генерала. Лакей Жан — в личного шофера, повоевавшего в «горячих точках». Вроде происхождение схожее. А дочь олигарха Жюли попрекает шофера тем, что он ей не ровня, потому что кровей не благородных. Где же она среди «новых русских» благородных нашла? Вся Рублевка — из грязи в князи. Или генерал-олигарх, прямо как в позапрошлом веке, почему-то женит своего шофера на своей кухарке. У Стриндберга между тем Жан и Кристина собираются под венец по собственной воле.

Герои постоянно говорят о непреодолимой пропасти между мирами шофера и генеральской дочки. Но целеустремленный, повидавший виды, не брезгующий ничем, умеющий быть рабом и мечтающий стать хозяином Жан, каким его играет Евгений Миронов, очень даже может процвесть на нашей ниве. А кто ж на ней еще процветает? Так что для циничной «мажорки», любительницы караоке, опытным взглядом приценивающейся к новой шмотке или новому мужику, какой поначалу играет Жюли Чулпан Хаматова, подобный Жан может стать перспективной партией. Да он уже не на мели. Роскошная хайтековская кухня, где разыгрываются события, — кухня в доме Жана, а за стеной, в его гостиной, распевает караоке целая толпа гостей, пришедших отпраздновать Новый год. Слов про неравенство много, а самого неравенства нет. Да и двум отменным актерам — Хаматовой и Миронову — интереснее играть про притяжение и отталкивание похожих в своем одиночестве людей. Реплики про кровь, про путь наверх, про «рожденных ползать» они оправдывают, конечно, — где темпераментом, где обаянием, а где и прежде наработанными приемами. Но за живое они берут публику другим. Два существующих по законам потребления человека в мире, где, если не употребишь кого-нибудь ты, употребят тебя, вдруг натыкаются на собственные чувства, на собственную жалость, боль, даже нежность в какие-то мгновения. И пугаются оба своей уязвимости, бросаются разжигать в себе ненависть, жестокость, агрессию. Другой защиты они не знают. Без этого им не выжить. И так перебарщивают, что обоим уже и выживать как-то не хочется.

23 января 2012,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация