Москва
Москва
Петербург
q Государственный академический театр имени Е. Вахтангова u u u u u Мнение редакции На карте
21

Дядя Ваня

Автор: Антон Чехов
Режиссер/Постановщик: Римас Туминас
Актеры: Анна Дубровская, Владимир Симонов, Владимир Вдовиченков, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий
Возрастное ограничение: 16+
Маковецкий в пронзительно человечном спектакле Туминаса о конкретном дядьке с его конкретной неуклюжей жизнью.

Хорошие спектакли рождаются порой вопреки обстоятельствам.

Литовский режиссер Римас Туминас два сезона назад возглавил Театр им. Вахтангова. Театр с впечатляющей историей, собственной школой и большими амбициями. Но и театр, который в последние годы не выпустил ни одной значимой премьеры, не принимал режиссерского руководства и постепенно скатился в болото антрепризной надежды, что звезды все равно соберут кассу.

Туминас год молчал, второй сезон начал чуть ли не скандальной версией шекспировской трагедии «Троил и Крессида», рассчитанной на молодую часть труппы. А в конце сезона едва не был уволен после гневного письма ветеранов театра в министерство культуры. Разгар разбирательств пришелся как раз на последние репетиции «Дяди Вани», которым вахтанговцы открыли новый сезон.

И что же… Получился удивительный спектакль, причем не похожий ни на сложившийся стиль театра, ни на прежние работы самого режиссера. Туминас принадлежит к знаменитой литовской режиссерской школе с ее осязательной метафоричностью, медитативностью и изобразительностью. Причем Туминас был склонен к поверхностным обобщениям, никогда не стеснялся использовать чужие находки, перемешивая их со своими без отбора, что делало его постановки избыточными, актеров превращало в трюкачей, а сюжет заглушало бесконечными вставными номерами. Он удивлял своей изобретательностью, но не глубиной и человечностью.

«Дядя Ваня» — первый из увиденных мной спектаклей Туминаса пронзительно человечный. Он о конкретном дядьке с его конкретной неуклюжей жизнью, не оправдавшимися иллюзиями, не исполненными желаниями, бесформенной фигурой, кособокой семенящей походкой, мелкими вялыми, незаконченными жестами и обидами. Наверное, это стало возможным, потому что режиссер встретил по-настоящему крупного актера. Сергей Маковецкий своего Ивана Войницкого и сам не жалеет, и нас о жалости не просит. Но заставляет каждого найти этого дядю Ваню в себе, в себе самих разобраться. А это и есть то театральное сочувствие, которое охватывает и зал, и сцену.

Дядя Ваня Маковецкого всегда отказывался от себя: он служил чужой карьере, обеспечивал чужую семью, обустраивал чужой дом, воспитывал чужую дочь. А своей жизнью, как оказалось, и не жил вовсе. И теперь на пороге старости, влюбившись в чужую жену, он вдруг обнаруживает, что ни для кого ничего не значит. Родная мать (Людмила Максакова) его ни в грош не ставит. Предмету нежданной страсти — Елене Андреевне (Анна Дубровская) — его суетливые неловкие домогательства смешны и противны. Соперник — профессор Серебряков (Владимир Симонов) — не просто презирает всю жизнь поклонявшегося ему Войницкого, а совершенно не замечает его существования. Когда тот целится в него из пистолета, он картинно подставляет грудь, ни на миг не сомневаясь, что угроза ничтожна. Выстрелом дядя Ваня отчаянно пытается заявить о себе, влезть в чужую жизнь, проникнуть в нее хотя бы пулей, но промахивается, стреляя с двух шагов. И когда сотворенный им и развенчанный кумир Серебряков уезжает, навсегда увозя Елену Прекрасную, герою Маковецкого становится нечем жить. Оцепеневшему дяде Ване Соня открывает глаза, растягивает его губы в принудительную улыбку, яростно обещает на том свете небо в алмазах. Но оно ему ни к чему.

21 октября 2009,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация