Москва
Москва
Петербург

Русские походы в тонкий мир

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Автор изложил свои философские взгляды в доступной форме романа.

Москвич Арсений, аспирант философского факультета и поклонник Рене Генона, последовав в дачном лесу за загадочной «девушкой в русской одежде», попадает в другую Россию — которая как бы и не совсем Россия.

Или, скорее, наоборот — «совсем Россия». Она называется Рассея, и жизнь там очищена от пут стяжательства и корыстолюбия, язв материализма и атеизма, избавлена от необходимости защищать свои пределы и вести войны. В каждой губернии проявлена та или иная сторона необъятной русской души, а все жители выглядят «как бояре XVII века». Там его встречают с радушием и состраданием и, передавая из рук в руки от одного персонажа к другому, раскрывают в беседах устройство этой дивной идеальной Рассеи. Зиждется же оно на простом прнципе: «Вы должны здесь понять одно: мы прежде всего русские, а потом уже люди. Если вы не поймете этого, то вы не поймете здесь ничего».

Освоившись и даже найдя любовь, Арсений все же начинает тосковать, и тот зов, который заставил его следовать за незнакомкой в лесу, так же отчетливо говорит: пора возвращаться к себе. Но стараться жить так, словно пребываешь в двух Россиях одновременно.

Даже если не брать в расчет возможную ультранационалистическую интерпретацию (от которой сам автор всячески открещивается — русские для него все, кто «живет в русском языке, в русской культуре»), выглядит эта повесть, или небольшой роман, крайне странно. Конечно, Мамлеев и странность — вот уже свыше сорока лет близнецы-братья. В его то ли литературных, то ли философских произведениях рассматриваются предметы почти исключительно мистические — живые мертвецы, тонкие миры и духовные бездны. Сам автор назвал это «метафизическим реализмом», термин прижился и был пронесен через 20 лет эмиграции. Но, даже проштемпелеванная этим ярким ярлыком, новая книга Мамлеева способна поставить в тупик. Столь условное повествование со схематичными персонажами-функциями и диалогами-лекциями, ведущими героя по пути духовного прозрения и совершенствования, уместны скорее в нравоучительных сочинениях XVII века (например, знаменитом в свое время «Пути паломника» Джона Бэньяна) или в ночных бдениях немецких романтиков времен Наполеона, вроде Новалиса или Бонавентуры, чем в современной литературе. Словно предвидя эти недоумения, Мамлеев включил в книгу большое эссе, призванное доказать: классическая русская литература важна и интересна своими духовными прозрениями об образе истинной, внутренней России. И его повесть претендует на это же, а не на занимательность сюжета или красоту слога. Ведь никто же из современников не предъявлял Чернышевскому претензий, что его «Что делать?» читать невозможно. Напротив — читали взахлеб и старательно устраивали швейные коммуны для раскаявшихся проституток. Вот и Мамлеев признается, что в кружках его учеников атмосфера такой исконной Рассеи вполне себе органично прижилась.

Читайте также: Интервью с Юрием Мамлеевым

30 июня 2009,
Русские походы в тонкий мир
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация