Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве | Арт | Time Out

Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве

Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве

О выставке

Отечественные художники высказались о европейском объединении.

Заданная организаторами конкурса — Представительством Европейской комиссии в России — тема «20-летие падения Берлинской стены» открывала перед художниками разнообразные перспективы, в том числе и возможность скатиться в псевдополитический маразм.

Вполне вероятно, многие ею воспользовались — но на выставку не попали. Кураторы — целая команда во главе с Екатериной Деготь — поддержали проекты эффектные и внятные. Леваки захватили лишь кусочек территории — в самом углу, но их видео «Гренельские соглашения», очевидно, уступает мощи классических лозунгов, объединявших пролетарии всех стран, к тому же значительной части трудящихся непонятно.
Почти все проекты сопровождают объяснения, заботливо ведущие зрителя по закоулкам смыслов. Хотя вряд ли прозрачная метафора Сергея Воронцова и Юлианы Бордолим «Свободная воля» нуждается в разжевывании — торчащие из-под правильного куска бетона ноги в тапках ясно демонстрируют судьбу обывателя, попавшего под каток истории.

«Тренировочная площадка» Степана Субботина — нечто вроде полосы препятствий, сложенной из символов, демонстрирует выход через тренировки, но как-то менее убедительно. Бесплодность усилий, весьма значительных, подтверждает и опыт Андрея Кузькина, как всегда, поставленный буквально над собой. Тезис — оптимистичный макетик, где игрушечные велосипедисты объединенными усилиями разогревают подключенный к ним камень, он подкрепил антитезисом, взгромоздившись на велотренажер лично. В результате долгих и продолжительных трудов температуру своего камня художник поднял незначительно, и заметно это было лишь точным приборам.

Вообще истории про пропасть непонимания удались художникам лучше оптимистических прогнозов. Наглядно демонстрирует относительную общность культурного пути один из самых удачных объектов выставки — приличных размеров макет ЦДХ, сделанный Сашей Ауэрбах из обломков советской мебели, изготовленной примерно в те же годы, в той же эстетике. Европейские модернистские формы в отечественном исполнении выглядят диковато, простовато, непрочно. И не только в интерпретации художника — стоит оглянуться вокруг. На что конкретно смотреть, указал Константин Звездочетов, объединив все сувенирные символы России в инсталляции «ДПИ». Историю суверенного одичания развивает Диана Мачулина в замечательной инсталляции «Невыездные», собранной из работ коллег — Юрия Альберта, Александра Косолапова, группы «Найденные одежды», Авдея Тер-Оганьяна.

Материализовавшийся в законах конспирологический бред делает практически невозможным путешествие художественных произведений, сделанных из биологических материалов — косточек, волос, крови, какашек. Но это лишь частный случай. Глубокие и окончательные противоречия выявляет проведенный Хаимом Соколом и Верой Хлебниковой анализ словарика, по которому относительно недавно учили иностранные языки — но не для того, чтобы понимать друг друга. Жаль, ведь временами, в некоторых точках — например, крутящихся башнях Берлинской и Московской — мы так похожи, убеждает проект Кирилла Преображенского. Только вот мотки колючей проволоки всегда наготове.

Билетов не найдено!

Закрыть