Москва
Москва
Петербург

Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве

Отечественные художники высказались о европейском объединении.

Заданная организаторами конкурса — Представительством Европейской комиссии в России — тема «20-летие падения Берлинской стены» открывала перед художниками разнообразные перспективы, в том числе и возможность скатиться в псевдополитический маразм.

Вполне вероятно, многие ею воспользовались — но на выставку не попали. Кураторы — целая команда во главе с Екатериной Деготь — поддержали проекты эффектные и внятные. Леваки захватили лишь кусочек территории — в самом углу, но их видео «Гренельские соглашения», очевидно, уступает мощи классических лозунгов, объединявших пролетарии всех стран, к тому же значительной части трудящихся непонятно. Почти все проекты сопровождают объяснения, заботливо ведущие зрителя по закоулкам смыслов. Хотя вряд ли прозрачная метафора Сергея Воронцова и Юлианы Бордолим «Свободная воля» нуждается в разжевывании — торчащие из-под правильного куска бетона ноги в тапках ясно демонстрируют судьбу обывателя, попавшего под каток истории.

«Тренировочная площадка» Степана Субботина — нечто вроде полосы препятствий, сложенной из символов, демонстрирует выход через тренировки, но как-то менее убедительно. Бесплодность усилий, весьма значительных, подтверждает и опыт Андрея Кузькина, как всегда, поставленный буквально над собой. Тезис — оптимистичный макетик, где игрушечные велосипедисты объединенными усилиями разогревают подключенный к ним камень, он подкрепил антитезисом, взгромоздившись на велотренажер лично. В результате долгих и продолжительных трудов температуру своего камня художник поднял незначительно, и заметно это было лишь точным приборам.

Вообще истории про пропасть непонимания удались художникам лучше оптимистических прогнозов. Наглядно демонстрирует относительную общность культурного пути один из самых удачных объектов выставки — приличных размеров макет ЦДХ, сделанный Сашей Ауэрбах из обломков советской мебели, изготовленной примерно в те же годы, в той же эстетике. Европейские модернистские формы в отечественном исполнении выглядят диковато, простовато, непрочно. И не только в интерпретации художника — стоит оглянуться вокруг. На что конкретно смотреть, указал Константин Звездочетов, объединив все сувенирные символы России в инсталляции «ДПИ». Историю суверенного одичания развивает Диана Мачулина в замечательной инсталляции «Невыездные», собранной из работ коллег — Юрия Альберта, Александра Косолапова, группы «Найденные одежды», Авдея Тер-Оганьяна.

Материализовавшийся в законах конспирологический бред делает практически невозможным путешествие художественных произведений, сделанных из биологических материалов — косточек, волос, крови, какашек. Но это лишь частный случай. Глубокие и окончательные противоречия выявляет проведенный Хаимом Соколом и Верой Хлебниковой анализ словарика, по которому относительно недавно учили иностранные языки — но не для того, чтобы понимать друг друга. Жаль, ведь временами, в некоторых точках — например, крутящихся башнях Берлинской и Московской — мы так похожи, убеждает проект Кирилла Преображенского. Только вот мотки колючей проволоки всегда наготове.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация