Театральная неделя: Не к ночи будь помянут

О событии

В уходящем сезоне вновь одним из популярных персонажей стал усатый Иосиф Виссарионович.

Несколько лет назад в связи с новой тщательно промоутируемой волной популярности мифа об отце народов, который железной рукой вытащит Родину из опасности, солидные актеры, родившиеся в эпоху Сталина, решили поучаствовать в разоблачении этого мифа.

Однако эффект получился обратным. И Сергей Юрский в спектакле по пьесе Иона Друце «Ужин у товарища Сталина» в «Школе современной пьесы», и Игорь Кваша в мрачной фантазии Петра Хотяновского и Инги Гаручава «Полет черной ласточки» в «Современнике» придали собственное обаяние усатому старцу, который и в том и в другом случае оказывается сильной личностью среди рабов и лизоблюдов. Да еще единственным, способным любить.

В этом сезоне повторилась та же история. Валентин Гафт в «Современнике» сыграл Сталина из собственного сна, который явился из прошлого разоблачить наше сегодняшнее ничтожество. Спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» — зрелище чрезвычайно беспомощное, но показательное. Гафт хочет нас предупредить об опасности культа личности, но его герой оказывается на сцене единственной личностью. В театре «Практика» будущий отец народов предстает и вовсе провидцем, очаровательным сердцеедом, отменным танцором и тонким политиком. Предприниматель Игорь Симонов для своей второй пьесы (первая — «Небожители» — идет в этом же театре) выбрал момент Октябрьского переворота, который Сосо Джугашвили провел в постели юной дочки своего товарища по партии Наденьки Аллилуевой. В спектакле режиссера Владимира Агеева «Девушка и революционер» (пн 22 июня, 20.00, «Практика»), соблазняя дуреху, Сталин в исполнении обаяшки Евгения Стычкина коротенечко излагает ей всю будущую советскую историю, основные приемы пиара и секреты политики заодно. Ну и, естественно, тискает и юбку задирает. На девушку подобное ухаживание производит искомый эффект: Наденька ему отдается. Как и вся Россия впоследствии.

Если актеры-ветераны явно чисты были в своих помыслах, то спектакль в «Практике» ни на какое предупреждение и не претендует. Он выглядит демонстрацией собственной погруженности в современные политические нюансы и умения спекулировать известными именами. Причем героев сегодняшних дней автору поминать не с руки, вот он и тревожит тень усатого.

Спецпроект

Загружается, подождите ...