Москва
Москва
Петербург

"Новый цирк" на Чеховском фестивале

Чеховский фестиваль знакомит с явлением Nouveau Сirque, которое не так уж ново, зато очень симпатично.

Когда-то давно цирковой режиссер Валентин Гнеушев, готовивший номер «Корсар» для фестиваля «Цирк завтрашнего дня» в Париже, так ответил на мой вопрос, зачем он исполнителя самых сложных трюков сделал похожим на Барышникова: «Понимаешь, для Барышникова главное — полет. Но куда он от пола “улетит”? А в цирке — лети хоть под купол. Я просто осуществляю его мечту, даю созданному им образу новую свободу».

Вот именно образ и свобода его воплощения — суть того явления, которое принято теперь называть «новым цирком». Этим оно отличается от традиционного, где главное — трюк, риск и преодоление. Потому его часто называют цирком-театром.

Жанр может быть любой. Свои удивительные законченные спектакли создают и воздушные гимнасты, и акробаты, и эквилибристы. На весь мир известны конный театр «Зингаро» и уникальный жонглер Жером Тома, выступающий в образе Бастера Китона. А знаменитый канадский «Цирк дю Солей» собирает свои уникальные шоу из всех цирковых жанров, исключая дрессуру.

Основоположники французского «нового цирка» Виктория Чаплин (младшая дочь Чарли Чаплина) и Жан-Батист Тьере, «Невидимый цирк» которых только что закончил свои представления на фестивале, соединили эквилибр и иллюзию. Она ходит по канату, а он — фокусник. Но смысл их представления не в том, чтобы удивлять зрителей своими умениями, а в том, чтобы доказать: чудеса возможны. Большинство фокусов Тьере — с разоблачением: публика в конце понимает, где собака зарыта. Но от этого иллюзия чуда только усиливается.

Дети Жана-Батиста и Виктории используют каждый в своем спектакле собственные выразительные средства. Клоун, мим и гимнаст Джеймс в представлении «До свидания, зонтик» (пн 15 — пт 19, вс 21 — пт 26, вс 28 — вт 30 июня, 19.00, Компания Майского жука, Париж, на сцене Малого театра) создает из обычных канатов постоянно меняющуюся паутину, по которой он и четыре его партнера передвигаются с удивительной ловкостью под музыку Вивальди и Баха, исполненную на простой шарманке.

Аурелия Тьере соединяет иллюзию, кукольный театр, танец и воздушную гимнастику, чтобы создать образ вечно убегающей женщины, мятущейся, ищущей идеала и его не находящей. Придумала и поставила для нее «Ораторию Аурелии» ее мать, Виктория Тьере-Чаплин (пн 15 — сб 20, пн 22 — сб 27 июня, 19.00, Компания «Маленькие часы», Париж, на сцене Театра им. А. С. Пушкина). А партнером в этом драматичном, лиричном и порой комичном дуэте в Москве выступит удивительно пластичный Джейми Мартинес.

«Новый цирк» на Чеховском фестивале искусством семейства Тьере-Чаплин не исчерпывается. Вслед им начнут свои гастроли труппы из Канады, Швейцарии и еще из Франции. У «нового цирка» много лиц.

11 июня 2009,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация