"Новый цирк" на Чеховском фестивале

О событии

Чеховский фестиваль знакомит с явлением Nouveau Сirque, которое не так уж ново, зато очень симпатично.

Когда-то давно цирковой режиссер Валентин Гнеушев, готовивший номер «Корсар» для фестиваля «Цирк завтрашнего дня» в Париже, так ответил на мой вопрос, зачем он исполнителя самых сложных трюков сделал похожим на Барышникова: «Понимаешь, для Барышникова главное — полет. Но куда он от пола “улетит”? А в цирке — лети хоть под купол. Я просто осуществляю его мечту, даю созданному им образу новую свободу».

Вот именно образ и свобода его воплощения — суть того явления, которое принято теперь называть «новым цирком». Этим оно отличается от традиционного, где главное — трюк, риск и преодоление. Потому его часто называют цирком-театром.

Жанр может быть любой. Свои удивительные законченные спектакли создают и воздушные гимнасты, и акробаты, и эквилибристы. На весь мир известны конный театр «Зингаро» и уникальный жонглер Жером Тома, выступающий в образе Бастера Китона. А знаменитый канадский «Цирк дю Солей» собирает свои уникальные шоу из всех цирковых жанров, исключая дрессуру.

Основоположники французского «нового цирка» Виктория Чаплин (младшая дочь Чарли Чаплина) и Жан-Батист Тьере, «Невидимый цирк» которых только что закончил свои представления на фестивале, соединили эквилибр и иллюзию. Она ходит по канату, а он — фокусник. Но смысл их представления не в том, чтобы удивлять зрителей своими умениями, а в том, чтобы доказать: чудеса возможны. Большинство фокусов Тьере — с разоблачением: публика в конце понимает, где собака зарыта. Но от этого иллюзия чуда только усиливается.

Дети Жана-Батиста и Виктории используют каждый в своем спектакле собственные выразительные средства. Клоун, мим и гимнаст Джеймс в представлении «До свидания, зонтик» (пн 15 — пт 19, вс 21 — пт 26, вс 28 — вт 30 июня, 19.00, Компания Майского жука, Париж, на сцене Малого театра) создает из обычных канатов постоянно меняющуюся паутину, по которой он и четыре его партнера передвигаются с удивительной ловкостью под музыку Вивальди и Баха, исполненную на простой шарманке.

Аурелия Тьере соединяет иллюзию, кукольный театр, танец и воздушную гимнастику, чтобы создать образ вечно убегающей женщины, мятущейся, ищущей идеала и его не находящей. Придумала и поставила для нее «Ораторию Аурелии» ее мать, Виктория Тьере-Чаплин (пн 15 — сб 20, пн 22 — сб 27 июня, 19.00, Компания «Маленькие часы», Париж, на сцене Театра им. А. С. Пушкина). А партнером в этом драматичном, лиричном и порой комичном дуэте в Москве выступит удивительно пластичный Джейми Мартинес.

«Новый цирк» на Чеховском фестивале искусством семейства Тьере-Чаплин не исчерпывается. Вслед им начнут свои гастроли труппы из Канады, Швейцарии и еще из Франции. У «нового цирка» много лиц.