Повесть о прямостоящем человеке

О спектакле

Спектакль о том, как искусство может помочь человеку остаться человеком, несмотря ни на что. Театральный экспериментатор Борис Юхананов выводит на сцену в качестве актрисы девушку, пораженную детским церебральным параличом.

На белоснежной магистрали встречаются игрушечные динозаврыиавтомобили, горстка людей-кукол и Бог, прикованный к инвалидной коляске, неподвижными пальцами выбивающий на клавиатуре наивные манифесты-мечты.

В основе постановки Юхананова упражнение австрийца фон Ботмера, которое он разработал для антропософа Штейнера, которому в свою очередь эта гимнастика приснилась. Что-то вроде вариации на древнегреческую тематику. Два слишним часа актеры механически повторяют одно и то же, пытаясь рассказать своими словами историю сотворения человека.

Параллельно с этой реальностью существует другая. Юхананов выводит на сцену в качестве актрисы девушку, пораженную ДЦП. Весь спектакль она сидит за компьютером в центре сцены. Над ней висит экран, и зритель в режиме реального времени видит ее лицо, руки на клавиатуре и тексты, комментирующие происходящее на сцене. Рядом на столе куклы, одетые в точности как актеры спектакля. По сути, именно эта девочка, художник и писатель Оксана Великолуг, становится главным «действующим» лицом представления. Ее присутствие на сцене создает шокирующий контраст между двумя мирами. (Юхананов стилистически балансирует между вахтанговской эстетикой и грандиозными образами «Метрополиса»). В первом мире живут люди бесчувственные, как роботы, и хищные, как динозавры. Во втором художник, творящий свою, единственно правильную реальность.