Жан-Мари Гюстав Леклезио "Праздник заклятий" | Жан-Мари Гюстав Леклезио «Праздник заклятий» | Time Out

Жан-Мари Гюстав Леклезио «Праздник заклятий»

Жан-Мари Гюстав Леклезио «Праздник заклятий»

О мероприятии

Почти Маугли

Пожалуй, тут многое требует пояснений. Во-первых, и это уже стало общим местом, Нобелевскую премию по литературе дают не за литературу. Взять хотя бы лауреатов последних лет. Кому и за что ее присуждали: известной по экранизации романа «Пианистка» и абсолютно нечитабельной Эльфриде Елинек — за марксизм-феминизм на грани с порнографией; Гарольду Пинтору — потому, что великий драматург болен раком, нужно успеть наградить; Орхану Памуку — за описание Стамбула и мультикультурность; Дорис Лессинг — за тот же оголтелый феминизм. И наконец, Леклезио — за то, что он «исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации», то есть как раз за эту мезоамериканскую цивилизацию. Во-вторых, Мезоамерика — это историко-культурная область Центральной Америки, которую в доколумбову эпоху населяли племена ацтеков, майя, миштеков, ольмеков, пурепеча, сапотеков, тольтеков, тотонаков, уастеков и чичимеков. Родившийся в Ницце Жан-Мари Гюстав Леклезио в 1967 году был призван на военную службу и отправлен в Таиланд. Там он выступил с критикой детской проституции и был переведен в Мексику, где ему и довелось пожить среди индейцев. После этого он ими буквально заболел. В 1977-м Леклезио опубликовал перевод индейского эпоса «Пророчества Чилам Балам». В том же году защитил диссертацию по Мичоакану. Книга «Праздник заклятий» рассказывает как раз об этом периоде 1970-х, когда Леклезио жил в Панаме, в непосредственной близости от коренного населения материка. Он описывает, как познакомился с представителями народа эмбера, и как они пригласили его к себе пожить. Он принял предложение и стал учиться их обычаям: не садиться, ставя ноги носками к собеседнику (так делают только сироты); не показывать на что-нибудь ртом (особенно на радугу), а то парализует; не окликать никого по имени, поскольку имя — тайна, а тайну легко похитить; отворачиваться, когда ешь; по лесу ходить молча и не останавливаясь; выдалбливать из дерева пирогу; готовить из каучукового дерева подстилку; разбираться в травах и пить белый дурман «ива». Кстати, историю «дурманового трипа» под руководством шамана, который опаивал Леклезио соответствующим отваром, он тоже рассказал. Описал, как шаман под воздействием галлюциногенов разговаривает с духами и вылечивает или провожает в иной мир умирающих. И главное — он собрал и описал мифы о сотворении мира, без которых непонятны сегодняшние обряды племен. Леклезио всерьез отнесся к миссии нести культуру развивающихся народов в европейские массы. Недавно вышедший на русском языке его роман «Золотая рыбка» описывает приключения в Париже арабской девочки, которая не нашла себе покоя, пока не поняла, из какой она народности, и не вернулась на родину.

Билетов не найдено!

Закрыть