Ивонна, принцесса Бургундская
О мероприятии
Появление в Лувре странной девушки Ивонны заставляет окружающих судорожно припоминать свои старые и новые грехи. Пьесу Витольда Гомбровича, классика польского абсурдизма, поставил Павел Сафонов — автор недавнего «Калигулы» с Владимиром Епифанцевым и мастер театральной претенциозности. Стерильное и слегка выморочное пространство его «Ивонны» похоже на старательно изготовленную витрину и лишает происходящее смысла, каким бы концептуальным, по мысли режиссера, он ни был.
Декорации нового спектакля Павла Сафонова напоминают психиатрическую клинику с евроремонтом. В его недавнем «Калигуле» кроваво-клюквенным садистским забавам римского императора предавался Владимир Епифанцев. На этот раз обстановка куда здоровее, хотя странностей в этой абсурдистской сказке хватает Витольд Гомбрович, друг и воспреемник идей Милорада Павича, имеет репутацию чудака и мистика.
В придворный мир попадает девушка Ивонна одним своим молчаливым присутствием она разоблачает каждого, у кого за душой есть что-то неблаговидное. Королю она напоминает жертву изнасилования, на которое в молодости его подбил камергер. Королева боится, что благодаря Ивонне вскроется, какого рода дневник августейшая особа ведет в свободное время и что за стишки сочиняет. Новый детектор лжи только поначалу забавляет окружающих очень скоро все начинают бояться необычную гостью и видеть в ней олицетворение своего страха возмездия за прошлые грехи. Героиня в пьесе ничего не делает только исчезает в конце, выполнив тем самым заветное желание окружающих.
Чтобы избежать банальностей, режиссер отказывается от любых интерпретаций Ивонны, отказывается называть ее совестью, истиной или красотой. «Не хотелось, говорит Сафонов, делать ее сумасшедшей, больной, бедной девушкой из народа. Она рядом, ее можно потрогать, она слышит, чувствует, плачет, и при этом ее как бы нет. Парадоксальная ситуация: человека, который полностью свободен, общество не выносит. Мы привыкли все время доказывать друг другу, что существуем, а она может просто смотреть и людей это будет настораживать. Отделять Ивонну от придворного общества будет и внешний вид актрисы Анны Ходюш. Она будет выглядеть достаточно шокирующе в плане открытости, рассказывает режиссер. Такая монашка в наряде проститутки».
Когда Олег Рыбкин в 1997 году ставил «Ивонну» в новосибирском «Красном факеле», художник Андрей Бартенев вообще лишил героев пола получилась на редкость эффектная история про потерю самоидентификации. Павел Сафонов размышляет о несвободе греха, его спектакль про упущенную возможность изменить себя. Рыбкин со своей «Ивонной» номинировался на «Золотую Маску»; даже если Сафонову удастся повторить успех новосибирцев, ему не избежать строгого судейства.